Четвертая соната, op. 11, 1925, c-fis

Также одночастное произведение. И так же богатое пестрыми красками различных музыкальных характеров. Основной тип экспрессии сонаты - мрачно-взволнованный, с частыми быстрыми переходами от бушующей стихийной безудержности (когда звуковой поток, как кажется, может выплеснуться за пределы клавиатуры) к величавой подавленности и обратно, к предельной силе выражения. Четвертая соната оригинальна по композиции. Потрясающая «молодежная» мощь звучания, контрастная драматургия, противопоставления двух основных образных сфер производят впечатление сонатно-циклической формы листовской традиции. В действительности же это особого рода остинатные вариации, где сонатность является организующей вариации формой второго плана. Ядром темы вариаций (тема - в тактах 1-4) Мосолов избрал совокупность 4-х аккордов ЦЭ (b-es-g-c, a-d-fis-h, fis-c-e-gis, g-des-f-a), лежащих в 12-тоновом поле11. Уже тема строится с преобладанием остинатности над собственно варьированием, далее сходно соотносятся между собой вариации (например, вариации 1-3). Свободное варьирование похоже здесь не столько на структурное преобразование темы (например, 1-я вариация строится как перестановка четырех аккордов ядра: 1-4-1-4-2-3-2-3, с соответствующими производными мелодическими мотивами).

Общий принцип построения состоит в направленности варьирования в две диаметрально противоположные стороны: в остинатность (почти что «невариационность») с открытым повторением неизменных элементов темы, и в производный контраст (когда вариация звучит как новая тема). Производных тем две - в Adagio. Molto rubato (мелодия взята от двух минорных секстаккордов ЦЭ - fis1 - ais1 - dis2 и g1 - h1 (- e2, с. 30) и в Presto affannato (с. 31; от «покачивания» двух аккордов в вариациях главной темы; гармонии 3-й темы - в звукоряде «полутон-тон»). Обе производные темы развиваются далее опять-таки, подобно главной теме, путем преобразований, а не традиционного фактурного варьирования.

Сгруппированы вариации по плану сонатной формы: экспозиция (до Meno mosso, с. 32), разработка (приводящая к громовому звучанию образов 1-й и 3-й тем, с. 34-35), реприза (от нетранспонированной 2-й темы: с. 35).

Информация о музыке:

Золото Рейна
Действующие лица: боги: Вотан (бас), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор); богини: Фрикка (меццо-сопрано), Фрейя (сопрано), Эрда (меццо-сопрано); великаны: Фазольт (бас), Фафнер (бас); нибелунги: Альберих (бас), Миме (тенор); русалки, дочери Рейна: Воглинда (сопрано), Вельгунда (сопрано), Флос ...

Улыбающийся Бетховен
В наше время трудно удивить кого-либо чем-то новым. Тем более, если речь идет о творчестве Бетховена, которое, казалось бы, изучено вдоль и поперек. И все же, картина и сейчас остается неполной. Явно в тени других бетховенских сочинений остаются его струнные трио, которые почти не известны широкой ...

Focus
Focus Вначале группу составили довольно известные в голландских роковых кругах басист Мартийн Дрезден и ударник Ханс Клеувер. Третьим членом команды стал вокалист, флейтист и клавишник Тийс Ван Леер (р. 31 марта 1948), бывший студент амстердамской консерватории, набравшийся опыта в любительских дж ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru