Четвертая соната, op. 11, 1925, c-fis

Также одночастное произведение. И так же богатое пестрыми красками различных музыкальных характеров. Основной тип экспрессии сонаты - мрачно-взволнованный, с частыми быстрыми переходами от бушующей стихийной безудержности (когда звуковой поток, как кажется, может выплеснуться за пределы клавиатуры) к величавой подавленности и обратно, к предельной силе выражения. Четвертая соната оригинальна по композиции. Потрясающая «молодежная» мощь звучания, контрастная драматургия, противопоставления двух основных образных сфер производят впечатление сонатно-циклической формы листовской традиции. В действительности же это особого рода остинатные вариации, где сонатность является организующей вариации формой второго плана. Ядром темы вариаций (тема - в тактах 1-4) Мосолов избрал совокупность 4-х аккордов ЦЭ (b-es-g-c, a-d-fis-h, fis-c-e-gis, g-des-f-a), лежащих в 12-тоновом поле11. Уже тема строится с преобладанием остинатности над собственно варьированием, далее сходно соотносятся между собой вариации (например, вариации 1-3). Свободное варьирование похоже здесь не столько на структурное преобразование темы (например, 1-я вариация строится как перестановка четырех аккордов ядра: 1-4-1-4-2-3-2-3, с соответствующими производными мелодическими мотивами).

Общий принцип построения состоит в направленности варьирования в две диаметрально противоположные стороны: в остинатность (почти что «невариационность») с открытым повторением неизменных элементов темы, и в производный контраст (когда вариация звучит как новая тема). Производных тем две - в Adagio. Molto rubato (мелодия взята от двух минорных секстаккордов ЦЭ - fis1 - ais1 - dis2 и g1 - h1 (- e2, с. 30) и в Presto affannato (с. 31; от «покачивания» двух аккордов в вариациях главной темы; гармонии 3-й темы - в звукоряде «полутон-тон»). Обе производные темы развиваются далее опять-таки, подобно главной теме, путем преобразований, а не традиционного фактурного варьирования.

Сгруппированы вариации по плану сонатной формы: экспозиция (до Meno mosso, с. 32), разработка (приводящая к громовому звучанию образов 1-й и 3-й тем, с. 34-35), реприза (от нетранспонированной 2-й темы: с. 35).

Информация о музыке:

Блатная музыка
Блатная музыка М. А. Грачев, кандидат филологических наук Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году (см. название словаря В. Ф. Трахтенберга — «Блатная музыка. Жаргон тю ...

Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly)
Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly) Японская трагедия в двух действиях и трёх частях; либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы по одноимённому рассказу Дж. Л. Лонга и по одноимённой драме Д. Беласко. Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 17 февраля 1904 г ...

Depeche Mode
Depeche Mode Как обратная реакция на пост-панк 80-х многие британские группы стали обходиться без гитар и барабанов, отказавшись от них в пользу синтезаторов и драм-машин. На этой волне и были созданы "Depeche mode", взявшая свое название от французского журнала мод. Спустя двадцать лет ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru