Красочные приемы игры

Страница 1

1. Пиццикато

2. Флежолеты

3. Вибрато

4. Глиссандо

5. Эффекты тембра

6. Звуковые эффекты.

1.

Пиццикато

– прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Самый распространенный прием – пиццик, большим пальцем, обозначение – pizz б.п.

Следует различать звучание арпеджио и пиццикато pizz, последнее более компактно.

Пицц средним пальцем – обозначается (pizz ср.п.). Pizz ср.п. звучит несколько слабее (за исключением аккордов) и суше чем pizz б.п. Аккорды pizz ср.п. звучат компактно и ярко.

Пицц указательным пальцем – обозначается (pizz ук.п.) – защипывает струну вверх. Исполнение аккордов этим приемом подражает балалаечному приему «бряцанье».

Дробь

– обозначается (др). Дробь – определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки.

Прямая дробь – движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца.

Обратная дробь – аналогичное движение вверх.

Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая – участвуют все пальцы, малая – только 4 п.

Гитарный прием

– исполняется одновременным щипком двух пальцев – большой вниз, указательный – вверх (обозначается pizz б. и ук.)

Pizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы).

Демпферное pizz – заключается в глушении одной или нескольких струн путем нажатия ладонью у запястья правой руки на струны у подставки.

Гитерное легато

– обозначается знаком ´ над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять бросками пальцев левой руки на лады.

2.

Флежолеты

– это звуки особого тембра, получаемые легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части.

Натуральные флежолеты

– получаются при прикосновении пальцем в точках деления на открытой струне. Обозначается () – нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета. ¯ – ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует.

Искусственные флажолеты ¯ – обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота – место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флежолеты, реже квинтовые и квартовые.

Двойные флежолеты, более характерен для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения как и у одинарных флежолетов.

3.

Вибрато

(итал. Vibrato – вибрация) – прием исполнения в игре на струнных инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домре используется редко, как краска. Это связано с быстрым угасанием колебания струн, т.к. на домре натяжение струн сильнее нежели на других струнных инструментах.

4.

Глиссандо

(ф. gliss – скользить) – скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто – с выразительным глиссандо в кантилене.

Обозн.

Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким, поверхностным. Пример Цыганков «Перевоз Дуня держала».

Глиссандо правой рукой, арпеджио – равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум или трем струнам. Обозн. – лига указывает количество нот задействованных в одном скольжении, знак / (вверх) и \ (вниз) указывают направление скольжения. Мендельсон Концерт 1-ая ч. Каденция.

5.

Игра на грифе и у подставки.

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.

Обозначается: у подставки – sul ponticello, на грифе – ord. Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации. Спендиаров «Хайп–тарма».

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Deus
Deus Бельгийский парнишка Том Барман, раньше ничем кроме спорта не интересовавшийся, вдруг обнаружил, что есть более привлекательные вещи, когда услышал музыку " Velvet underground" и "Violent femmes". Вскоре он открыл для себя также Нила Янга и "The pixies" и его обу ...

Антонин Дворжак
Антонин Дворжак (1841—1904) Чешский композитор, дирижёр, педагог. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра (1862—73), в 1873—77 церковный органист в Праге. Выступал как дирижёр с исполнением ...

Детство и годы учения
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение м ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru