Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех компонентов, углубить художественное содержание исполняемого произведения. Концертмейстер – ставит программу, т.е. выполняет педагогическую работу. Аккомпаниатор аккомпанирует. Сопровождать – т.е. поддерживать, соучаствовать в общем процессе труда. В древнем Китае (VIII век до н.э.) тунец(у) не обходился без (юэ) – аккомпанемента: умение представить темп и устойчиво его держать; играть ритмично; играть внятно и выразительно, т.е. соблюдать динамические градации звучания и агогические скоростные перемены; выдерживать паузы; выделять главные доли; владеть репертуаром и быть готовым аккомпанировать в любой момент разным солистам и группам танцующих.
Первый корень – танец. В мире существует множество школ танцев и каждый народ имел свою танцевальную лексику, разнообразие движений (прыгающие, плавающие). Основные выразительные средства танца: 1) гармоничные движения и позы; 2) пластическая выразительность и мимика; 3) динамика; 4) темп и ритм; 5) пространственный рисунок и композиция; 6) переход из одного телоположения в другое, их смена образует движение; Простейшая форма танцующего движения – это темп. В свою очередь темп складывается в шаги (па). Эти шаги образуют различные танцевальные сочетания. Второй корень – инструментальное искусство. С развитием инструментов возникла необходимость формирования и умения аккомпанировать на этих инструментах. С эпохи Петра
I
стало развиваться музыкальное образование. В начале
XIX
в. формируется третий корень нашей профессии – дирижирование. Крепли профессиональные концертмейстеры, формировались профессии – дирижер: А. Рубинштейн, Г. Берлиоз, М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский. На западе – дАльбер, Ханс фон Бюлов, Ф. Лист. Первым русским концертмейстером был М.А. Бихтер – тоже был дирижером. Воля – это качество от дирижеров: вдохновить, упорядочить, организовать. Четвертый корень – вокальное искусство (кантиленность) – облагородило русский пианизм. А. Рубинштейн заставлял учеников приносить и петь романсы.
Только в
XX
веке сформировалась профессия – концертмейстер. В 1932 году впервые в мире в Ростове – на Дону возник класс аккомпанемента. И теперь он находится в процессе формирования. Сейчас искусство аккомпанемента расценивается как состояние – это качественно новое понятие, которое вобрало в себя весь исторический опыт развития концертмейстерского искусства. М.
А. Бихтер в журналах «Советская музыка» № 9, 12, за 1959 год опубликовал «Листки из воспоминаний»: 1) Звук - есть живой материал для выражения живых чувств; 2) Исполнитель обладает свободой, необходимой для передачи живой текучей музыки, той свободы, которая не может быть запечатлена в нотах, где композитор выражает в застывшей форме свои волнения, раскрепощаемые исполнителем; 3) Нужно бояться трафаретности мышления, чураться бухгалтерии; нотные знаки – не душа музыки; 4) Пение выдающихся певцов развивает вкус и закладывает основы вокальных требований. Отличный певец с отлично поставленным голосом, как маяк указывает верный путь и поддерживает дух в борьбе за хорошее исполнение; 5) Исполняя, следует стремиться к выразительности, к созданию характера, живого представления об искусстве; 6) Ритм - есть душа музыки. Надо стремиться к тому, чтобы музыкальный «раз» был не просто заметен, а необходим, тогда самая быстрая, самая сложная музыкальная фактура приобретает ясность; 7) Скупая педаль в аккомпанементе только украшает общий ансамбль;
Информация о музыке:
Творческий путь
Крупнейший немецкий оперный композитор 2-й половины 19 века. Реформатор оперы. Цель его творческой жизни – создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя. Это – произведение, в котором осуществляется романтическая идея ...
Оперный театр Ла Скала, Милан
"Ла Скала" - мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда театр и получил свое название "Ла Скала" - оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке ...
Католическая церковь cв. Марии, Петербург
“Эберхард Фридрих Валькер”, II/P/20, Opus 1544, 1910, Людвигсбург (Германия)
I. Мануал (C-g3) II. Maнуал (C-g3)
1. Lieblich Gedeckt 16' 9. Bourdon doux 8'
2. Prinzipal 8' 10.Echo Gamba 8'
3. Conzertflete 8' 11.Aeoline 8'
4. Quintaten 8' 12.Voix celeste 8'
5. Dolce 8' 13.Flauto amabile 4'
6. ...