Произведения второй половины 70—80-х годов

Информация » Жизнь и творчество Эдварда Грига » Произведения второй половины 70—80-х годов

Страница 1

После создания “Пера Гюнта” внимание Грига распределяется между разными жанрами фортепианной, камерной инстру­ментальной, оркестровой музыки. В произведениях второй по­ловины 70-х и 80-х годов открывается много нового. Шире становится жанровый охват творчества Грига, разнообразнее тематика и стилистические приемы.

В 1875 году была создана Баллада для фортепиано, самое крупное из сольных фортепианных произведений Грига. Заме­чательный мастер вариационного развития, Григ очень редко пользовался формой вариаций. Темой для Баллады, написан­ной в форме вариаций, послужила народная песня. Скорбные интонации и мерная поступь придают теме сосредоточенность траурной мелодии. Это произведение, с образами тревожными и скорбными, мужественными и волевыми, воспринимается как повесть о жизненной драме человека. Отдельные светлые блики лишь оттеняют драматизм повествования. Баллада — одно из са­мых сумрачных, скорбных произведений Грига — была напи­сана в тяжелый для композитора год (год смерти его роди­телей). В конце 70-х годов Григ был увлечен замыслами крупных инструментальных форм. Были задуманы фортепианное трио, фортепианный квинтет, фортепианный концерт. Однако за­кончен был только струнный квартет g-moll (1878). Квартет написан на тему одной из ибсеновских песен Грига, в которой говорится о красоте и силе искусства. Как лейттема, она объединяет части произ­ведения и венчает его светлым гимном. В 1881 году были созданы знаменитые “Норвежские тан­цы” для фортепиано в четыре руки. В творчестве предшественников Грига—Шуберта, Мендельсона—ориги­нальные четырехручные произведения были распространены в качестве музыкального жанра, доступного для широкого круга любителей, для музыкального быта. Отсюда неслож­ность замысла и стиля этих пьес. В “Норвежских танцах” Грига заметны иные тенденции. Количество и соотношение частей этой сюиты—лирика и скерцозность в двух средних частях, драматизм в первой и стремительный пляс в финале, динамичность развития первой части, тематические контра­сты внутри частей, “тембровые” контрасты, насыщенная фак­тура—все это приближает “Норвежские танцы” к типу симфонического произведения. Не случайно популярной ста­ла именно оркестровая редакция этого сочинения. В 1884 году Григ написал сюиту для фортепиано “Из вре­мен Хольберга”. Созданная в дни юбилея как музыкальный памятник писателю-просветителю XVIII века Людвигу Хольбергу, сюита выдержана в стиле музыки XVIII века. Части сюиты (прелюдия, сарабанда, гавот, ария, ригодон), приемы фактурного изложения, орнаментика, форма каждой части, гармонический строй—все это, как тонкая стилизация, вос­производит характер эпохи. Но местами Григ чуть заметным тонким штрихом вводит свои гармонические краски или инто­национные обороты, свойственные норвежской музыке, что придает особое очарование сюите. В 80-е годы Григом были созданы камерные инструмен­тальные произведения крупной формы: соната для виолон­чели и фортепиано (1883), третья соната для скрипки и фор­тепиано (1887). После большого перерыва композитор вновь обращается к “лирическим пьесам”. В 80-е годы были написаны вторая (1883), третья и четвертая (1886) тетради “Лирических пьес”. Много написал Григ в эти годы песен. Как живые сло­ва о Норвегии, ее природе и людях, прозвучали они. Склонность Грига к камерным лирическим жанрам нашла в эти годы новое, своеобразное проявление. Возникают два цикла фортепианных транскрипций собственных песен. Григ дает новую жизнь своим излюбленным музыкально-поэтиче­ским образам, таким, как “Песня Сольвейг”, “Первая встре­ча”, “Сердце поэта”, “Принцесса” и другие.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana)
Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana) Мелодрама в одном действии; либретто Дж. Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по одноименной новелле Дж. Верги. Первая постановка: Рим, театр "Костанци", 17 мая 1890 года. Действующие лица: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо-со ...

Earth, Wind and Fire
Earth, Wind and Fire История этой группы началась еще в 60-х в среде чернокожих сессионных музыкантов из Чикаго. Барабанщик Морис Уайт (р. 19 декабря 1941, Мемфис, США) работал на сессиях с Чаком Берри, Мадди Уотерсом, Билли Стюартом и другими, а затем в 1965 году присоединился к Трио Рамсея Льюиса ...

У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана партнер кларнета
Как-то в конце 1980-х годов я привел к своим студентам-оркестрантам на занятия по истории музыки знакомого исполнителя на исторических духовых инструментах. При виде подлинного (не реконструированного!) кларнета времен Вивальди особенно возбудились, естественно, кларнетисты, и мне приятно было увид ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru