Педагогические проблемы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Педагогические проблемы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Педагог закладывает фундамент развития музыкальных способностей своих учеников. В решении этой сложной задачи преподавателю помогают его знания в области дидактики и психологии, его интуиция и педагогический талант. Умение вживаться в индивидуальную психику ребенка, в мир его воображения, чувств, переживаний и мечтаний значительно облегчает педагогу правильный выбор методики развития музыкальности ученика.

Ориентация учебного процесса на развитие способности музыкального восприятия связана, прежде всего, с организацией творческого познания музыки. Так, в обучении игре на инструменте важно проникновение в содержание музыки через ее всестороннее аналитическое осмысление, связанное с тщательным изучением текста произведения, с выявлением его стилевых и жанровых черт, особенностей его музыкального языка. Интерес к восприятию музыки поддерживается также изучением художественной культуры конкретной эпохи и творческого пути, личности композитора.

Познавательные процессы в области музыкального искусства неразрывно связаны с эмоциональным миром учащихся. "Всякое познание, - писал пианист Генрих Нейгауз, - есть в тоже время переживание, оно становится уделом музыки, неизбежно входит в ее орбиту. Отсутствие подобных переживаний, а тем более всяких вообще переживаний порождает бездушную, формалистическую музыку и пустое, неинтересное исполнение. Все "нерастворимое", несказуемое, что постоянно живет в душе человека, все "подсознательное" и есть царство музыки. Здесь ее истоки. (Не могу не вспомнить здесь замечательные слова поэта Пастернака: слух есть орган души)" [38, с.33].

Младшие школьники впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на песенное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно энергичного характера). Умение воспринимать музыку различных жанров и стилей – способность, нуждающаяся в педагогическом руководстве с первых шагов обучения ребенка музыке.

Как свидетельствуют результаты педагогических исследований, начальный этап развития музыкального слуха и слуховых представлений осуществляется в процессе слушания и исполнения прежде всего мелодии. Сделать новую для ребенка мелодию доступной восприятию можно лишь с помощью приобщения к ее образно-интонационному содержанию. Исполнение мелодии без предварительной аналитической подготовки слуха зачастую превращается у многих детей просто в исполнение нот, лишенных музыкально-художественного смысла.

Основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация. Сверхзадача, стоящая перед педагогом с первых же уроков – научить ребенка относится к музыке как к выразительному искусству, то есть научить выразительно интонировать музыку, и, прежде всего - мелодию. "Интонация – ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения", - К.Н.Игумнов [26, с.79].

Осознание интонации как горизонтальной частицы музыки, проникновение в ее экспрессивно-психологическую суть и адекватное ее воспроизведение – путь развития не только слуха, но и исполнительского мастерства.

Однако надо отметить, что эмоциональные оттенки мелодических интонаций в детских пьесах тесно связаны с величиной интервального "шага", его высотной направленностью, ритмикой и артикуляционной окраской. Большие интервалы обычно символизируют широту и полноту чувств, малые – состояние покоя, ласку.

Способность проникать слухом далеко вперед по горизонтали, ощущать любой миг в его взаимосвязи с предыдущим и последующим, музыкально мыслить и действовать так, чтобы "малое вбиралось большим, большее – еще более значительным, чтобы частные задачи подчинялись центральным" [5], имеет самое непосредственное отношение к функциональным проявлениям интонационно-мелодического слуха.

"Продольное слышание музыки", по словам Л. Баренбойма, – качество, жизненно необходимое в музыкально-исполнительском искусстве, а потому оно не может не развиваться, не совершенствоваться в условиях квалифицированно поставленного обучения. Одновременно развивается, поднимается на более высокий уровень и музыкальное восприятие.

Выразительное интонирование мелодии естественно соприкасается с ее ритмическим характером. Слуховое восприятие закономерностей ритма в музыкальном сочинении – одно из важнейших условий его полноценной исполнительской интерпретации. Особенно это относится к произведениям моторных жанров, в которых выразительные возможности ритма проявляются с наибольшей силой.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Ценности российской рок-музыки
Различаются ценности носителей рок-культуры, различается музыка и смысловая нагрузка текстов. История рока в России красочно иллюстрирует то, как политическая ситуация влияет на развитие подобных феноменов (наряду с экономическим, техническим и социальным состоянием общества). Рок пришел в Советск ...

Импровизационность как особый способ воспитания
Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – ...

Музыка барокко
Музыка барокко Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации… Му ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru