Раскрытие педагогом жанровых черт ритмики, различных проявлений ритмической пульсации, ритмического своеобразия отдельных элементов ткани, особенностей связи ритма с динамикой, артикуляцией способствует активизации слухового восприятия учеником выразительных возможностей ритма в целом и в деталях.
В комплексном развитии способности музыкального восприятия у младших школьников, наряду с активным слуховым "вживанием" в мелодию и ритм, начинают развиваться и отдельные стороны его гармонического слышания, то есть гармонический слух.
Уже на начальном этапе обучения ученик начинает вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску звучания.
Интенсивность восприятия аккорда как единицы гармонии зависит от степени привлечения к нему внимания учащегося педагогом. Так, например, фортепианный репертуар исполнительского класса сам по себе содержит фундаментальные формулы аккордики. Поэтому изучение его может привести к слуховому усвоению всех типов аккордовых структур, к формированию соответствующих представлений.
Таким образом, уже с первого года обучения музыке ребенок должен познавать язык музыкального искусства – мелодию, ритм, гармонию и как самостоятельные, и как взаимодействующие друг с другом выразительные категории.
Первостепенная педагогическая задача - способствовать этому познанию, научить ребенка размышлять о музыке. Размышления эти будут обладать для него притягательной силой, если педагог направит их на познание-переживание внутренней сути музыки – содержательности ее образного мира, путем анализа средств музыкальной выразительности современного языка.
"Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки, - полагал Г.Г.Нейгауз. – Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно необходим комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен донести до ученика не только так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, на и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, молоди, полифонии, фортепианной фактуры, короче - он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано" [38, с. 196]
Для успешного решения проблемы педагогического руководства развитием музыкального восприятия детей необходимо выяснить также роль субъективных и объективных факторов, влияющих на этот процесс.
Информация о музыке:
Русская культура: с Вагнером или без него?
Элла Махрова
Так уж случилось, что к Вагнеру, как ни к одному другому композитору, русская культура относилась с особым пристрастием. Оценочные полюса этого пристрастия постоянно менялись, и, как правило, на диаметрально противоположные. Были на то и внешние историко-политические причины и резоны ...
Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений
По мнению Б. Бородина, в художественной практике фортепианного искусства сформировались традиционные стабильные области трансцендентного по отношению к фортепиано происхождения, обладающие преемственностью выразительных средств, особой трактовкой инструмента. Наиболее активно фортепиано осваивало ...
Методы и приёмы обучения пению. Индивидуальный подход
"Программа ." предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.
К сожалению, некоторые практические работники формально подходят к решению программных задач по пению (да и по другим видам музыкальной деяте ...