Б. Барток знакомит юного исполнителя не только с классическими жанрами и формами музыки (песня, танец, марш, соната, полифония), но и с разнообразными образами, которые она может создавать ("Жалоба", "Насмешка", "Пятнашки", "Шутка" и другие).
Одним из замечательных отечественных примеров музыкального воплощения мира ребенка является сборник С. Прокофьева "Детская музыка" (1935). И. Нестьев, автор книги о жизни и творчестве композитора, характеризуя эти пьесы, справедливо отметил, что "лучшие из них приближаются к классическим образцам детской музыки" [39, с. 279]. И, что примечательно, в этих пьесах проявились типичные для С. Прокофьева средства музыкального языка. "Как и у большинства талантливых авторов детских пьес, - заметил пианист А. Николаев, - здесь господствуют светлые, радостные тона утра человеческой жизни, когда все чувства так свежи и непосредственны и все окружающее овеяно фантастикой, в которой сказка переплетается с реальной действительностью. Но весь этот мир, тонко переданный Прокофьевым в лирических образах природы, играх и танцах, во многом отличается от того, что было создано его предшественниками" [40, с. 53].
"Детскую" музыку конца ХХ века представляют, в частности, произведения композитора В. Гаврилина. Их особенностью является тесная связь с национальной почвенной традицией. Композитором написано немало пьес, основанных на плясовых, шуточных, игровых напевах и наигрышах ("Заиграй моя гармошка", "Посиделки", "Частушка"). Высокие эстетические критерии отбора В. Гаврилиным фольклорного материала несомненны. Подтверждением тому являются фортепианные циклы композитора – "Детская сюита", "Танцевальная сюита", "Сказки". К ним вполне применимы слова Б. Асафьева: "Народ никогда не чуждается элементов детского игрового, наивного в своем художественном умении… И сколько природно-человеческого здравого смысла заключено в этой игре звуков, воскрешающей в нас вечно возрождаемую радость ребячества и свежесть детства…" [4, с. 278-279]
Важно отметить, что в произведениях для детей Р. Шумана и П. Чайковского, Б. Бартока и С. Прокофьев, В. Гаврилина и многих иных авторов композиторы не отступали от основных принципов своего художественного стиля. Их "детские" миниатюры пленяют тем, что можно назвать "отпечатком современности". "И сколь бы ни были нам дороги шедевры прошлого, сколь сильно ни воздействовали бы они на нас, сегодняшнее искусство, обращенное к сегодняшнему слушателю (зрителю, читателю), создается сегодняшними средствами", - подчеркивает композитор М. Ройтерштейн.
Информация о музыке:
Творческо-управленческий блок
Авторы и артисты-исполнители.
В понятие артисты-исполнители, помимо самих артистов входят еще люди причастные к созданию их образа, т.е. хореографы, постановщики шоу, сессионные музыканты, имиджмейкеры и др.
Музыкальные издательства.
Это организации управляющие правами авторов музыкального мате ...
Художественное наследие Мендельсона
Среди обширного и разнообразного наследия Мендельсона центральное место принадлежит его «Песням без слов» для фортепиано.
Их значение в творчестве Мендельсона сопоставимо со значением романса в музыке Шуберта. Мендельсон обращался к этому жанру на протяжении почти всей своей творческой жизни. Зак ...
Конец 50 – начало 60-х гг.
Первый ранний период – первые 17 произведений – сборник “Юные годы”. В ранних песнях использует стихи Островского, Некрасова, Шевченко. Лирический романс “Ночь” по Пушкину.
Среди них выделяется “Калистрат”, жанр колыбельной (по Некрасову). Колыбельная в трагическом стиле, слова: “Надо мной певала ...