Специфика "детской" музыки как жанра

Страница 2

Б. Барток знакомит юного исполнителя не только с классическими жанрами и формами музыки (песня, танец, марш, соната, полифония), но и с разнообразными образами, которые она может создавать ("Жалоба", "Насмешка", "Пятнашки", "Шутка" и другие).

Одним из замечательных отечественных примеров музыкального воплощения мира ребенка является сборник С. Прокофьева "Детская музыка" (1935). И. Нестьев, автор книги о жизни и творчестве композитора, характеризуя эти пьесы, справедливо отметил, что "лучшие из них приближаются к классическим образцам детской музыки" [39, с. 279]. И, что примечательно, в этих пьесах проявились типичные для С. Прокофьева средства музыкального языка. "Как и у большинства талантливых авторов детских пьес, - заметил пианист А. Николаев, - здесь господствуют светлые, радостные тона утра человеческой жизни, когда все чувства так свежи и непосредственны и все окружающее овеяно фантастикой, в которой сказка переплетается с реальной действительностью. Но весь этот мир, тонко переданный Прокофьевым в лирических образах природы, играх и танцах, во многом отличается от того, что было создано его предшественниками" [40, с. 53].

"Детскую" музыку конца ХХ века представляют, в частности, произведения композитора В. Гаврилина. Их особенностью является тесная связь с национальной почвенной традицией. Композитором написано немало пьес, основанных на плясовых, шуточных, игровых напевах и наигрышах ("Заиграй моя гармошка", "Посиделки", "Частушка"). Высокие эстетические критерии отбора В. Гаврилиным фольклорного материала несомненны. Подтверждением тому являются фортепианные циклы композитора – "Детская сюита", "Танцевальная сюита", "Сказки". К ним вполне применимы слова Б. Асафьева: "Народ никогда не чуждается элементов детского игрового, наивного в своем художественном умении… И сколько природно-человеческого здравого смысла заключено в этой игре звуков, воскрешающей в нас вечно возрождаемую радость ребячества и свежесть детства…" [4, с. 278-279]

Важно отметить, что в произведениях для детей Р. Шумана и П. Чайковского, Б. Бартока и С. Прокофьев, В. Гаврилина и многих иных авторов композиторы не отступали от основных принципов своего художественного стиля. Их "детские" миниатюры пленяют тем, что можно назвать "отпечатком современности". "И сколь бы ни были нам дороги шедевры прошлого, сколь сильно ни воздействовали бы они на нас, сегодняшнее искусство, обращенное к сегодняшнему слушателю (зрителю, читателю), создается сегодняшними средствами", - подчеркивает композитор М. Ройтерштейн.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Моя любимая группа "Deep Purple"
История рока знает немало странных поворотов, но пожалуй трудно сыскать столь невероятные стечения и сплетения обстоятельств, в результате которых встретились и начали играть вместе участники первого состава Deep Purple. Рассказ мы начнем издалека, с 1960 года, с бронзового века в истории рока (пр ...

Death
Death Многие слушатели называют лидера этой американской группы Чака Шулдинера отцом дет-метал, что вполне заслуженно. Основанная им в 1983 году команда называлась поначалу "Mantas". Помимо Чака в нее вошли гитарист Рик Розз и ударник Кэм Ли. Через некоторое музыканты сменили вывеску н ...

Dead Kennedys
Dead Kennedys Бесспорные короли штатовского панка, "Dead Kennedys", были сформированы в Сан-Франциско (Калифорния). Их появление в 80-х годах на музыкальной арене с ядовитым и убедительным саундом стало самым значительным событием американского андеграунда (по крайней мере, до появления ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru