Специфика "детской" музыки как жанра

Страница 2

Б. Барток знакомит юного исполнителя не только с классическими жанрами и формами музыки (песня, танец, марш, соната, полифония), но и с разнообразными образами, которые она может создавать ("Жалоба", "Насмешка", "Пятнашки", "Шутка" и другие).

Одним из замечательных отечественных примеров музыкального воплощения мира ребенка является сборник С. Прокофьева "Детская музыка" (1935). И. Нестьев, автор книги о жизни и творчестве композитора, характеризуя эти пьесы, справедливо отметил, что "лучшие из них приближаются к классическим образцам детской музыки" [39, с. 279]. И, что примечательно, в этих пьесах проявились типичные для С. Прокофьева средства музыкального языка. "Как и у большинства талантливых авторов детских пьес, - заметил пианист А. Николаев, - здесь господствуют светлые, радостные тона утра человеческой жизни, когда все чувства так свежи и непосредственны и все окружающее овеяно фантастикой, в которой сказка переплетается с реальной действительностью. Но весь этот мир, тонко переданный Прокофьевым в лирических образах природы, играх и танцах, во многом отличается от того, что было создано его предшественниками" [40, с. 53].

"Детскую" музыку конца ХХ века представляют, в частности, произведения композитора В. Гаврилина. Их особенностью является тесная связь с национальной почвенной традицией. Композитором написано немало пьес, основанных на плясовых, шуточных, игровых напевах и наигрышах ("Заиграй моя гармошка", "Посиделки", "Частушка"). Высокие эстетические критерии отбора В. Гаврилиным фольклорного материала несомненны. Подтверждением тому являются фортепианные циклы композитора – "Детская сюита", "Танцевальная сюита", "Сказки". К ним вполне применимы слова Б. Асафьева: "Народ никогда не чуждается элементов детского игрового, наивного в своем художественном умении… И сколько природно-человеческого здравого смысла заключено в этой игре звуков, воскрешающей в нас вечно возрождаемую радость ребячества и свежесть детства…" [4, с. 278-279]

Важно отметить, что в произведениях для детей Р. Шумана и П. Чайковского, Б. Бартока и С. Прокофьев, В. Гаврилина и многих иных авторов композиторы не отступали от основных принципов своего художественного стиля. Их "детские" миниатюры пленяют тем, что можно назвать "отпечатком современности". "И сколь бы ни были нам дороги шедевры прошлого, сколь сильно ни воздействовали бы они на нас, сегодняшнее искусство, обращенное к сегодняшнему слушателю (зрителю, читателю), создается сегодняшними средствами", - подчеркивает композитор М. Ройтерштейн.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Развитие алкоголизма
При длительном приёме спиртных «напитков» развивается хронический алкоголизм, имеющий свою клиническую картину, которая варьируется по стадии алкоголизма, но с характерной для всех пьющих особенностью — они стремятся найти повод для выпивки, а если повода нет — пьют без оного. Экспериментами и набл ...

Фотепианный концерт
Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся про­изведений этого жанра в европейской музыке второй поло­вины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представле­на фортепианными концертами Шопена и особенно Шу­мана. Близость к концерту Шума ...

Die Apokalyptischen Reiter
Die Apokalyptischen Reiter Блэковый немецкий проект "Die apokalyptischen reiter" был создан летом 1995 года Оймелем (р. 3 октября 1973; гитара, вокал) и Скелетоном (ударные, визги). Через несколько недель формирование состава было завершено с появлением клавишника Доктора Песта (р. 27 ноя ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru