Планирование экспериментальной работы

Страница 1

музыкальный восприятие детский фортепианный

Педагогический эксперимент направлен на доказательство выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.

С этой целью был отобран определенный музыкальный материал - фортепианные пьесы цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, что потребовало предварительного изучения творчества этого композитора.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса: на индивидуальных занятиях с 12 учащимися младших классов (2-3 классы) фортепианного отделения колледжа-интерната искусств.

На констатирующем этапе исследования каждому из его участников было предложено для прослушивания и исполнения одно произведение, на формирующем этапе - ученик сначала прослушивал и исполнял одно из произведений цикла, затем для слухового анализа ему предлагалась другая миниатюра. Таким образом, каждый ученик в ходе эксперимента познакомился с тремя пьесами цикла.

В процессе экспериментальной работы применялись методы опроса и наблюдения. Было, в частности, запланировано изучение опыта работы педагогов, класса музыкального инструмента. Его цель - выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.

Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия школьников нами были определены три основных параметра:

1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;

2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;

3) эмоциональность исполнения музыки как умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с художественным замыслом композитора и применяемыми им средствами выразительности (мелодия, ритм, гармония).

Показатели качества восприятия ребенком средств выразительности современной музыки разделены в свою очередь на три уровня – высокий, средний и низкий.

Для высокого уровня были приняты следующие показатели:

1) самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности не вызывает затруднения,

2) характеристика средств выразительности соответствует авторскому тексту, предполагающему определенное художественное содержание,

3) исполнение произведения учеником отличается эмоциональностью.

Среднему уровню восприятия соответствуют:

1) верный анализ средств выразительности ребенок дает только под руководством педагога,

2) характеристика средств выразительности не в полной мере соответствует авторскому тексту, речевые ассоциации возникают только при наводящих вопросах педагога;

3) эмоциональное исполнение проявляется через несколько попыток.

Низкий уровень восприятия характеризуется:

1) неверным анализом средств музыкальной выразительности, несмотря на несколько попыток;

2) характеристика средств выразительности неадекватна объективно существующему авторскому тексту, ассоциативность в определении образа отсутствует;

3) исполнение неэмоциональное, без учета выразительных средств музыки.

Оценка качества музыкального восприятия в соответствии с принятыми критериями проводилась по девятибалльной системе. Высокий уровень оценивался в 7-9 баллов, средний – 4-6 баллов, низкий – 1-3 балла.

В качестве эффективного метода развития музыкального восприятия детей для формирующего эксперимента был разработан метод музыкально-педагогического анализа, предполагающий целенаправленное изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка (мелодии, ритма, гармонии) во взаимосвязи с образным содержанием произведения.

Заключение о динамике развития у ученика восприятия средств выразительности проводилось в процессе формирующего эксперимента, который планировался на основе данных констатирующего эксперимента.

Кроме экспериментальной работы с детьми было запланировано изучение (в процессе наблюдения) опыта работы педагогов класса музыкального инструмента. Цель данного исследования – выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Монодические (мелодические) лады
Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё ...

Holy Moses
Группа "Holy moses" была основана в 1980 году, когда собрались вместе Рэймон Брусслер (бас), Йохен Фундерс (гитара, вокал) и Питер Вондерстейн (ударные). В 1981-м к ним присоединился гитарист Энди Классен. Фундерса было решено разгрузить от обязанностей вокалиста и в конце того же года в ...

Город Гмунден
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно мысленно перенестись в лето 1825 года. Небольшой австрийский городок Гмунден, расположенный на северном берегу живописного озера Траун, вытянутого точно с севера на юг. Здесь Шуберт провел шесть благословенных недель, в течение которых сочинил, наряду с другими ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru