Планирование экспериментальной работы

Страница 1

музыкальный восприятие детский фортепианный

Педагогический эксперимент направлен на доказательство выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.

С этой целью был отобран определенный музыкальный материал - фортепианные пьесы цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, что потребовало предварительного изучения творчества этого композитора.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса: на индивидуальных занятиях с 12 учащимися младших классов (2-3 классы) фортепианного отделения колледжа-интерната искусств.

На констатирующем этапе исследования каждому из его участников было предложено для прослушивания и исполнения одно произведение, на формирующем этапе - ученик сначала прослушивал и исполнял одно из произведений цикла, затем для слухового анализа ему предлагалась другая миниатюра. Таким образом, каждый ученик в ходе эксперимента познакомился с тремя пьесами цикла.

В процессе экспериментальной работы применялись методы опроса и наблюдения. Было, в частности, запланировано изучение опыта работы педагогов, класса музыкального инструмента. Его цель - выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.

Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия школьников нами были определены три основных параметра:

1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;

2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;

3) эмоциональность исполнения музыки как умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с художественным замыслом композитора и применяемыми им средствами выразительности (мелодия, ритм, гармония).

Показатели качества восприятия ребенком средств выразительности современной музыки разделены в свою очередь на три уровня – высокий, средний и низкий.

Для высокого уровня были приняты следующие показатели:

1) самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности не вызывает затруднения,

2) характеристика средств выразительности соответствует авторскому тексту, предполагающему определенное художественное содержание,

3) исполнение произведения учеником отличается эмоциональностью.

Среднему уровню восприятия соответствуют:

1) верный анализ средств выразительности ребенок дает только под руководством педагога,

2) характеристика средств выразительности не в полной мере соответствует авторскому тексту, речевые ассоциации возникают только при наводящих вопросах педагога;

3) эмоциональное исполнение проявляется через несколько попыток.

Низкий уровень восприятия характеризуется:

1) неверным анализом средств музыкальной выразительности, несмотря на несколько попыток;

2) характеристика средств выразительности неадекватна объективно существующему авторскому тексту, ассоциативность в определении образа отсутствует;

3) исполнение неэмоциональное, без учета выразительных средств музыки.

Оценка качества музыкального восприятия в соответствии с принятыми критериями проводилась по девятибалльной системе. Высокий уровень оценивался в 7-9 баллов, средний – 4-6 баллов, низкий – 1-3 балла.

В качестве эффективного метода развития музыкального восприятия детей для формирующего эксперимента был разработан метод музыкально-педагогического анализа, предполагающий целенаправленное изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка (мелодии, ритма, гармонии) во взаимосвязи с образным содержанием произведения.

Заключение о динамике развития у ученика восприятия средств выразительности проводилось в процессе формирующего эксперимента, который планировался на основе данных констатирующего эксперимента.

Кроме экспериментальной работы с детьми было запланировано изучение (в процессе наблюдения) опыта работы педагогов класса музыкального инструмента. Цель данного исследования – выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

"Штутгартский дневник"
В 1829 году Шопен завел себе альбом, в который по традиции того времени он намеревался собирать автографы своих друзей. Так сложилось, что альбом этот стал одновременно и собранием его собственных записей. На первой его странице было написано: "Альбом Фр. Шопена в Варшаве 1829". Он был н ...

Глэм-рок
В 1970-е годы некоторые рок-звезды использовали экстремальные, фантастические эффекты во время исполнения. Их музыка получила название шикарного, блестящего рока. Гари Глиттер: "Rock and Roll Part 2" (1972). Альбомы - Дэвид Боуи - "Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" (19 ...

Дирижерские трудности
Передать с помощью небольшого и мягкого жеста на legato образ ночной природы, ее красоты, покоя и тишины.Основные дирижерские трудности: маленькая амплитуда жеста, работает кисть,пунктирный ритм, выдержанные звуки на 3 долю, вступление басовой партии с 8 такта, в 11 такте ауфтакт на 3 долю вступаю ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru