музыкальный восприятие детский фортепианный
Педагогический эксперимент направлен на доказательство выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.
С этой целью был отобран определенный музыкальный материал - фортепианные пьесы цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, что потребовало предварительного изучения творчества этого композитора.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса: на индивидуальных занятиях с 12 учащимися младших классов (2-3 классы) фортепианного отделения колледжа-интерната искусств.
На констатирующем этапе исследования каждому из его участников было предложено для прослушивания и исполнения одно произведение, на формирующем этапе - ученик сначала прослушивал и исполнял одно из произведений цикла, затем для слухового анализа ему предлагалась другая миниатюра. Таким образом, каждый ученик в ходе эксперимента познакомился с тремя пьесами цикла.
В процессе экспериментальной работы применялись методы опроса и наблюдения. Было, в частности, запланировано изучение опыта работы педагогов, класса музыкального инструмента. Его цель - выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия школьников нами были определены три основных параметра:
1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;
2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;
3) эмоциональность исполнения музыки как умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с художественным замыслом композитора и применяемыми им средствами выразительности (мелодия, ритм, гармония).
Показатели качества восприятия ребенком средств выразительности современной музыки разделены в свою очередь на три уровня – высокий, средний и низкий.
Для высокого уровня были приняты следующие показатели:
1) самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности не вызывает затруднения,
2) характеристика средств выразительности соответствует авторскому тексту, предполагающему определенное художественное содержание,
3) исполнение произведения учеником отличается эмоциональностью.
Среднему уровню восприятия соответствуют:
1) верный анализ средств выразительности ребенок дает только под руководством педагога,
2) характеристика средств выразительности не в полной мере соответствует авторскому тексту, речевые ассоциации возникают только при наводящих вопросах педагога;
3) эмоциональное исполнение проявляется через несколько попыток.
Низкий уровень восприятия характеризуется:
1) неверным анализом средств музыкальной выразительности, несмотря на несколько попыток;
2) характеристика средств выразительности неадекватна объективно существующему авторскому тексту, ассоциативность в определении образа отсутствует;
3) исполнение неэмоциональное, без учета выразительных средств музыки.
Оценка качества музыкального восприятия в соответствии с принятыми критериями проводилась по девятибалльной системе. Высокий уровень оценивался в 7-9 баллов, средний – 4-6 баллов, низкий – 1-3 балла.
В качестве эффективного метода развития музыкального восприятия детей для формирующего эксперимента был разработан метод музыкально-педагогического анализа, предполагающий целенаправленное изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка (мелодии, ритма, гармонии) во взаимосвязи с образным содержанием произведения.
Заключение о динамике развития у ученика восприятия средств выразительности проводилось в процессе формирующего эксперимента, который планировался на основе данных констатирующего эксперимента.
Кроме экспериментальной работы с детьми было запланировано изучение (в процессе наблюдения) опыта работы педагогов класса музыкального инструмента. Цель данного исследования – выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.
Информация о музыке:
Особенности инструментального письма
Н.Я. Мясковскому принадлежит фраза: «Квартет (имеется в виду струнный – Е.С.) нужно инструментовать». То же самое, даже может быть в большей мере, следует отнести и к квинтету. О Трио-квинтете Буцко можно сказать, что он инструментован великолепно.
Неординарность инструментального письма видна уж ...
Сиднейская опера
В основе проекта Оперного театра лежит желание привести людей из мира ежедневной рутины в мир фантазии, где обитают музыканты и актеры.
Йорн Утцон, июль 1964 года.
Два фрагмента зубчатой крыши на олимпийской эмблеме - и всему миру понятно, в каком городе будут проходить Игры. Сиднейский оперны ...
Основы методики интенсивного обучения
Предлагаемая методика позволяет заниматься музыкой широкому кругу людей, главное – желание научиться играть. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся (96%) посещают музыкальные школы и школы искусств с целью стать музыкантами любителями, то и акцент в методике интенсивного обучения сделан на ...