Планирование экспериментальной работы

Страница 1

музыкальный восприятие детский фортепианный

Педагогический эксперимент направлен на доказательство выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.

С этой целью был отобран определенный музыкальный материал - фортепианные пьесы цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, что потребовало предварительного изучения творчества этого композитора.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса: на индивидуальных занятиях с 12 учащимися младших классов (2-3 классы) фортепианного отделения колледжа-интерната искусств.

На констатирующем этапе исследования каждому из его участников было предложено для прослушивания и исполнения одно произведение, на формирующем этапе - ученик сначала прослушивал и исполнял одно из произведений цикла, затем для слухового анализа ему предлагалась другая миниатюра. Таким образом, каждый ученик в ходе эксперимента познакомился с тремя пьесами цикла.

В процессе экспериментальной работы применялись методы опроса и наблюдения. Было, в частности, запланировано изучение опыта работы педагогов, класса музыкального инструмента. Его цель - выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.

Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия школьников нами были определены три основных параметра:

1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения;

2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом;

3) эмоциональность исполнения музыки как умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с художественным замыслом композитора и применяемыми им средствами выразительности (мелодия, ритм, гармония).

Показатели качества восприятия ребенком средств выразительности современной музыки разделены в свою очередь на три уровня – высокий, средний и низкий.

Для высокого уровня были приняты следующие показатели:

1) самостоятельный анализ средств музыкальной выразительности не вызывает затруднения,

2) характеристика средств выразительности соответствует авторскому тексту, предполагающему определенное художественное содержание,

3) исполнение произведения учеником отличается эмоциональностью.

Среднему уровню восприятия соответствуют:

1) верный анализ средств выразительности ребенок дает только под руководством педагога,

2) характеристика средств выразительности не в полной мере соответствует авторскому тексту, речевые ассоциации возникают только при наводящих вопросах педагога;

3) эмоциональное исполнение проявляется через несколько попыток.

Низкий уровень восприятия характеризуется:

1) неверным анализом средств музыкальной выразительности, несмотря на несколько попыток;

2) характеристика средств выразительности неадекватна объективно существующему авторскому тексту, ассоциативность в определении образа отсутствует;

3) исполнение неэмоциональное, без учета выразительных средств музыки.

Оценка качества музыкального восприятия в соответствии с принятыми критериями проводилась по девятибалльной системе. Высокий уровень оценивался в 7-9 баллов, средний – 4-6 баллов, низкий – 1-3 балла.

В качестве эффективного метода развития музыкального восприятия детей для формирующего эксперимента был разработан метод музыкально-педагогического анализа, предполагающий целенаправленное изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка (мелодии, ритма, гармонии) во взаимосвязи с образным содержанием произведения.

Заключение о динамике развития у ученика восприятия средств выразительности проводилось в процессе формирующего эксперимента, который планировался на основе данных констатирующего эксперимента.

Кроме экспериментальной работы с детьми было запланировано изучение (в процессе наблюдения) опыта работы педагогов класса музыкального инструмента. Цель данного исследования – выявить характерные методические приемы изучения музыкального произведения детьми младших классов. Особый аспект наблюдения – методика работы педагогов по развитию у школьников восприятия современной детской музыки.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Отличие музыки от других видов искусств
Великую музыку, в отличие от шедевров других видов искусств, узнают почти всегда вовремя. Оттого, что ее стук в души людей звучен. Все чувства доступны музыке – многовековую фразу французский композитор, известный больше как автор очерков о музыке, Третри дополнил важным нюансом – за исключением п ...

Опера П. И. Чайковского "Чародейка"
Опера П. И. Чайковского "Чародейка" Опера в 4-х д. Либретто И.В.Шпажинского по его трагедии "Чародейка" (Нижегородское предание). Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях (в последней четверти XV века). Опера создавалась в сент. 1885, Майданово - май 1887, там ...

Древнерусская теория богослужебного пения
Древнерусская теория богослужебного пения Все неповторимое своеобразие древнерусской теории пения проистекает от того, что византийская певческая система была изначально воспринята на Руси через старовизантийскую (или палеовизантийскую) нотацию, то есть нотацию, абсолютно не знающую диастематическ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru