Авторское обозначение «c-moll» не точно и отражает скорее традицию «как принято» в прежней музыке. Более точно указание не тоники, а центрального тона: «in C». Произведение одночастно, зато насыщено переменами темпа и характера: Lento lugubre, Allegro feroce, Allegretto poco innocente, subito strepitoso, Lento и т. д.
Сочинение написано в сонатной форме. Главная тема (т. 9) в своем развитии (от irato, с. 14) переключается в другой план. После свирепости, яростности главной побочная (Allegretto, poco innocente) уходит в мир прозрачных звучаний, легких ажурных линий. Разработка, с ее многообразными метаморфозами мелодии главной партии (например, изобретательная «мотополифония» при ремарке misterioso, с. 18, где требуется отчетливая слышимость трех планов звучания), отличается капризной переменчивостью характеров. От тихого эпизода Mesto, poco ironico развитие направляется к апофеозу побочной партии (Allegro. Grave, с. 22). В репризе главной партии (Lento sostenuto, с. 23) музыкальная экспрессия стремительно возносится от движения, в сущности, медленной части к предельной напряженности драматического passionato.
Первая соната, создававшаяся еще студентом-композитором, поражает масштабностью замысла, свежестью мысли и музыкального языка, эффектностью звучания.
Информация о музыке:
1836-1842 гг. (между операми)
Годы расцвета творчества. Годы признания Глинки в России и за рубежом. В это время были написаны лучшие произведения: “Князь Холмский”, цикл романсов на Кукольника, лучшие романсы на стихи Пушкина – “Я здесь”, Инезилья”, “Ночной зефир”, “В крови горит огонь желанья”, “Я помню чудное мгновенье”; ро ...
О различении понятий богослужебного пения и музыки на Руси
Все своеобразие и неповторимость русского богослужебного пения зиждется на особом понимании русскими людьми сущности этого пения, а также на остром осознании различия между богослужебным пением и музыкой, ибо мало где еще это различие ощущалось так ясно и проводилось с такой четкостью, как на Руси ...
Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
«Вильгельм Зауер», III/P/33, Opus 755, 1898, Франкфурт на Одере (Германия)
I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3)
Bordun 16' Lieblich Gedackt 16'
Principal 8' Geigen Principal 8'
Flete 8' Concertflete 8'
Gedackt 8' Quintaten 8'
Gamba 8' Dolce 8'
Viol d’amour 8' Traversflete 4'
Octave 4' Gemsho ...