Авторское обозначение «c-moll» не точно и отражает скорее традицию «как принято» в прежней музыке. Более точно указание не тоники, а центрального тона: «in C». Произведение одночастно, зато насыщено переменами темпа и характера: Lento lugubre, Allegro feroce, Allegretto poco innocente, subito strepitoso, Lento и т. д.
Сочинение написано в сонатной форме. Главная тема (т. 9) в своем развитии (от irato, с. 14) переключается в другой план. После свирепости, яростности главной побочная (Allegretto, poco innocente) уходит в мир прозрачных звучаний, легких ажурных линий. Разработка, с ее многообразными метаморфозами мелодии главной партии (например, изобретательная «мотополифония» при ремарке misterioso, с. 18, где требуется отчетливая слышимость трех планов звучания), отличается капризной переменчивостью характеров. От тихого эпизода Mesto, poco ironico развитие направляется к апофеозу побочной партии (Allegro. Grave, с. 22). В репризе главной партии (Lento sostenuto, с. 23) музыкальная экспрессия стремительно возносится от движения, в сущности, медленной части к предельной напряженности драматического passionato.
Первая соната, создававшаяся еще студентом-композитором, поражает масштабностью замысла, свежестью мысли и музыкального языка, эффектностью звучания.
Информация о музыке:
Блатная музыка
Блатная музыка М. А. Грачев, кандидат филологических наук
Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году (см. название словаря В. Ф. Трахтенберга — «Блатная музыка. Жаргон тю ...
Сведения об авторе
Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С.Баха, – непременное условие гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.
Общепризнано, что преподавание Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Действительн ...
Рахманинов. Прелюдия D dur.
Неверно называют подобную музыку «лирической»! Привычный языческий эпитет, глупый в контексте христианской культуры, пытается отсечь музыку от Неба, устремленность к которому составляет сущность европейского искусства.
Вся первая тема прелюдии, почти в духе минимализма, строится из одного интерва ...