О вопросах звуковысотного интонирования

Информация » О вопросах звуковысотного интонирования

Страница 3

- квинта (7 полутонов, 700 центов);

- м. секста (8 полутонов, 800 центов)

- б. секста (9 полутонов, 900 центов);

- м. септима (10 полутонов, 1000 центов);

- б. септима (11 полутонов, 1100 центов);

При проведении испытаний с помощью специальной аппаратуры производились фиксируемые изменения настройки музыкальных интервалов и определялось когда испытуемый переставал воспринимать его гармоническое качество.

В ходе экспериментов Н. А. Гарбузов выявил наличие промежуточных интервалов, то есть таких, которые испытуемые не могли отнести ни к какому близлежащему музыкальному интервалу.

Результаты исследований Н. А. Гарбузов свел в таблицы, которые мы (объединив по разделам и опустив границы зон интервалов) приводим ниже – таблицы 1, 2. В таблице 1 приведены значения зон для интервалов, в которых они сохраняют свое гармоническое качество. В таблице 2 – значения для промежуточных зон, в которых музыкальные интервалы это качество теряют.

Таблица 1.

Наименование основных

интервалов

Гармонические интервалы

Мелодические интервалы

Прима (унисон)

М. секунда

Б. секунда

М. терция

Б.терция

Кварта

Тритон

Квинта

М. секста

Б.секста

М. септима

Б. септима

60

64

64

64

58

58

64

58

64

58

58

70

24

76

70

58

58

58

64

58

64

64

58

70

Таблица 2.

Наименование основных

интервалов

Гармонические интервалы

Мелодические интервалы

Прима (унисон) – м. секунда

М. секунда – б. секунда

Б. секунда – м. терция

М. терция – б. терция

Б. терция – кварта

Кварта – тритон

Тритон – квинта

Квинта – м. секста

М. секста – б. секста

Б. секста – м. септима

М. септима – б. септима

Б. септима – октава

24

24

24

30

24

30

30

24

24

30

30

24

24

24

30

30

30

24

30

24

24

24

30

24

Как мы видим, в результатах исследований имеются некоторые несовпадения[18]. Они состоят в том, что зона сохранения индивидуальности интервала и промежуточная зона (с неопределенной индивидуальностью) в сумме не дают 100 центов (см. рис. 1[19]).

Рисунок 1.

То есть в действительности, в ходе исследований Н. А. Гарбузова, определились три качественно различные зоны, первая – в которой ступень сохраняет свою индивидуальность, вторая – в которой звук определенно нельзя отнести ни к какой близлежащей ступени, и третья – в которой ступень «начинает терять свою индивидуальность», как бы переходная зона. Последняя зона образовалась в связи с большим количеством экспериментов и испытуемых, и ее можно рассматривать как статистический переходный процесс. Поэтому Гарбузов никак не определил ее. Мы же, для сохранения целостности октавы и интервалов в ней, звуки, не попавшие в зону сохранения индивидуальности музыкального интервала, отнесем к промежуточной зоне (см. рис 2).

Рисунок 2.

Зону, в которой сохраняется индивидуальность музыкального интервала мы будем называть зоной звуковысотного интонирования или просто зоной интонирования, и, в связи с относительной точностью[20] результатов исследований, будем считать ее равной 60 центов (± 30 центов от точки настройки ступени) (см. рис. 2).

Но музыкальный строй формирует также функциональную зону ступени (интервала) – зона в которую входят звуки (звуковые интервалы), чьи функции берет на себя ступень (интервал). Границы функциональной зоны определяются, как точки, делящие пополам интервалы между соседними ступенями. В 12-ступенном равномерно-темперированном строе функциональная зона ступени (интервала) равна 50 центам (см. рис. 3), и она существенно шире зоны интонирования.

Рисунок 3.

Таким образом, мы можем взглянуть на результаты исследований Н. А. Гарбузова в несколько ином ракурсе.

Музыкальный интервал – есть понятие относительное, которое приобретает конкретное звуковое значение лишь в определенных гармонических условиях.

В связи с этим мы можем выделить музыкальные (абстрактные) и звуковые (конкретные) понятия. Музыкальная ступень – это область звукового спектра, в которую теоретически входит бесконечное число звуков. Соответственно, музыкальный интервал – есть бесконечное множество звуковых интервалов.

В определенном музыкальном строе музыкальная ступень и музыкальный интервал могут получить конкретное числовое значение или быть выраженными через интервальные коэффициенты, но это не будут истинные значения, так как являются только характеристиками данного строя для инструментов с фиксированным строем. Данные числовые значения определяются только количеством ступеней в строе и теми настройками, которые характерны для этого музыкального строя. Как пишет Ю. Н. Рагс: «… представление о высоте звука[21] ля первой октавы характеризуется тем, что оно находится в связи с представлениями о высоте разных звуков[22] (соль, фа или си, до и других), представлениями об их октавном положении; отсюда возникает и определенность, то есть отграниченность этого представления»[23]. Основное понимание музыкальной ступени проявляется в том, что, в принципе, она может принять любое звуковое воплощение в пределах зоны интонирования.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Характеристика творчества
Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал произведения самых различных жанров. Фортепианный кон­церт и баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано и со­ната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствуют о постоянном тяготении Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был инте ...

1849-1859 гг.
Годы швейцарского изгнания. Пишет много статей, где формулирует свою оперную реформу. Это: “Искусство и революция”, “Опера и драма”, “Художественное произведение будущего”. В 1852 году вернулся к “Кольцу Нибелунга”. Написал либретто к операм. “Кольцо Нибелунга” сочинял более 20 лет. Его философски ...

Bulldozer
Bulldozer Итальянская команда "Bulldozer" была сформирована в 1980 году в Милане. Первый состав выглядел следующим образом: Энди Панигада (гитара), Дарио Каррио (бас), Эрминио Галли (ударные) и Альберто Контини по кличке Эй Си Уайлд (вокал). Вдохновленные творчеством " Motorhead&quo ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru