Особенности восприятия музыки Шуберта разных периодов творчества

Информация » Тем, кто не знает Шуберта » Особенности восприятия музыки Шуберта разных периодов творчества

Отношение к музыке композиторов такого типа у слушателей бывает парадоксальным: случается, что один и тот же человек любит композитора за произведения какого-либо определенного периода, будучи совершенно невосприимчивым, равнодушным или даже агрессивно-брезгливым по отношению к произведениям других периодов, как если бы речь шла о музыке разных авторов. (Это разумеется, не исключает возможности — для людей с развитым широким вкусом — принимать и любить музыку такого композитора полностью, охватывая все его периоды.)

Каждый период творчества — это время между двумя стилистическими сдвигами. А стилистический сдвиг связан с освоением некоей новой области душевных состояний. Новой в том отношении, что искусство прежде не охватывало ее, и слушатели еще не имеют опыта переживания таких состояний. Композитор в определенный момент начинает ощущать, что призван расширить содержательный диапазон искусства. (Р.Шуман: “[ .]поведать в музыке о печалях и радостях, которые сейчас волнуют мир, — вот, чувствую я, та роль, которой наделила меня судьба, избрав среди многих людей.”) Не каждый из слушателей может легко последовать за композитором через грань стилистического сдвига в область новых неизведанных переживаний, не всякий человек, освоившийся, например, среди произведений Ф.Шуберта первого периода и полюбивший эти произведения, сможет и захочет перестроиться на новые ощущения, характерные для второго периода и т. д. Иными словами, рост души и связанная с этим ростом чувствительность к новым стилям в искусстве — для каждого индивидуальны. И не всем удается дорасти душой до нового периода творчества любимого автора.

Когда перед слушателем предстают шубертовские шедевры разных лет, каждый из нас душой откликается на что-то свое. Одному близко неповторимое ощущение, которое несут ранние шубертовские вещи 1815-1817 годов (“Гретхен за прялкой”, “К Миньоне”, “Сладость скорби”, “Лесной царь” на стихи Гете, “Смерть и девушка” на слихи М.Клаудиуса, “Песня” на стихи И.Г.Залиса, кантата “Stabat Mater” на стихи Ф.Г.Клопштока, первые 5 симфоний), другому — чувства, вылившиеся у Шуберта в начале 1820-х годов (цикл песен “Прекрасная мельничиха” на стихи В.Мюллера, “Неоконченная” симфония), третьему — трагические эмоции музыки 1827 года (цикл “Зимнее странствие” на стихи В.Мюллера), четвертому — новые звучания в музыке 1828 года, которые дают предощущение какого-то иного, абсолютно нового стиля, так и не осуществившегося из-за внезапной кончины Шуберта .

Информация о музыке:

Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока
Диатонические лады, будучи характерными для народной музыки, в профессиональное искусство проникли в основном через обработки народных песен и танцев или через стилизацию в духе таких обработок, придавая авторским произведениям ярко народный колорит. Научная и творческая деятельность Бартока в обла ...

Гармония в блюзе
Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 – на субдоминанте и тонике и последние по 2 – на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» – это импровизация на данную тему,уложенная в количество такт ...

Специфика уроков музыки в начальной школе
1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными, в частности использовать те формы, которые предложены в учебнике-тетради «Му ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru