О мизанфонии

Информация » О мизанфонии

Страница 1

Г.И.Ганзбург

Термин, вынесенный в заголовок статьи, образован по аналогии с термином мизансцена, появившимся в 1820 г. и бытующим в театроведении со второй половины XIX века. По определению С.Эйзенштейна: “Мизансцена в самом узком смысле слова — сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене”. Словарное определение: “Мизансцена — расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля”. (Заметим, что для применения в теории киноискусства Эйзенштейн преобразовал это слово, получив термин мизанкадр.)

В музыке имеют место явления того же порядка. Акустическая “мизансцена” (мизанфония) проявляет себя в тех же двух моментах, которые отмечены в цитированных определениях, а именно: 1) во взаиморасположении источников звука в каждый отдельный момент времени; 2) во взаимоперемещении источников звука в процессе исполнения произведения.

Использование приемов мизанфонии, то есть техники организации пространственной реальности и пространственных иллюзий, характерно для композиторов разных эпох. Наиболее древний из этих приемов, по-видимому, антифонное хоровое пение. Впоследствии антифонный принцип был перенят инструментализмом, что выразилось в использовании приема пространственного рассредоточения частей оркестра. Применение сложного комплекса мизанфонических приемов, лежал в основе формирования жанра concerto grosso. Причину широкого воздействия, оказанного этим жанром на разные сферы инструментальной музыки Н.Зейфас видит как раз в том, что “положенный в его основу принцип пространственно-динамических сопоставлений был одним из общих законов оркестровки барокко, его исполнительской практики”. “Te Deum” Г.Берлиоза — кульминационный пункт развития инструментально-антифонной техники: в этом произведении предусмотрены 4 оркестра разных составов, расположенные по сторонам горизонта (тот же принцип, но в несколько меньших масштабах, использован Берлиозом в “Tuba mirum” из “Реквиема”).

Другой распространенный прием — звучание отдельного инструмента или группы инструментов из относительно отдаленной точки (например, звучание труб с хоров в Реквиемах, банд-составы на сцене или за сценой в оперных спектаклях).

Реже используется перемещение инструментов в ходе исполнения произведений (в некоторых современных ансамблевых пьесах композиторами предусмотрено передвижение играющих музыкантов во время музицирования, иногда исполнители применяют такой прием по собственной инициативе). Это явление, именуемое инструментальным театром, как пишет В.Холопова, “возникло во второй половине ХХ века с целью "разгерметизировать" перегородку, чинно отделяющую исполнителей от слушателей в зале, в какой-то мере "впустить" публику в концерт и концерт — в публику. Музыканты-инструменталисты стали перемещаться по сцене, ходить между рядами [ .]. Возникла новая коммуникативная форма, напоминающая забытую доконцертную ситуацию, когда слушатели были гостями "музыкального дома"”.

К мизанфонии имеют отношение также некоторые приемы оркестровки. Проведение темы разными инструментами оркестра дает не только тембровые и регистровые изменения, но и эффект движения темы в пространстве. Звучание разных элементов музыкальной ткани с разных сторон (у разных инструментов и групп оркестра одновременно или при их перекличках) — также создает своеобразный мизанфонический эффект.

Особого рода приемы позволяют создавать пространственно-акустические эффекты без перемещения источников звука. В этих случаях имеет место псевдомизанфонический эффект. Например, постепенное динамическое изменение (усиление либо ослабление) соответствует приближению либо отдалению звучания от слушателя. Подобную же иллюзию чередования близкого и отдаленного звучания обеспечивает весьма частый прием “эхо”.

Мизанфонические и псевдомизанфонические эффекты в музыке широко распространены, поэтому они должны рассматриваться как полноправные средства выразительности, влияющие на звучащий результат, формируя пространственный аспект звучания, и на процесс становления образа произведения, формируя пространственную драматургию.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Особенности личности музыканта
Изучая особенности личности мастеров искусства, - будь то музыкант, актер, артист балета или художник, - нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это - Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Как правило, большинство выдающихся мастеров ...

Опера Беллини "Капулетти и Монтекки" (I Capuleti e I Montecchi)
Опера Беллини "Капулетти и Монтекки" (I Capuleti e I Montecchi) Опера в двух действиях; либретто Ф. Романи по мотивам новеллы М. Банделло и трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". Первая постановка: Милан, 1830 год. Основные действующие лица: Джульетта (сопрано), Ромео (меццо- ...

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков (6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занима ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru