Сочинения
· Оперы
:
o Родриго и Химена (1892, не окончена)
o Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж)
o Падение дома Эшеров (в набросках, 1908—17)
· Балеты
:
o Камма (1912, конц. исп. 1924, там же)
o Игры (1913, Париж)
o Ящик с игрушками (1888)
· Для оркестра:
o дивертисмент Триумф Вакха (1882)
o симфоническая сюита Весна (1887)
o Прелюдия к «Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912)
· Камерно-инструментальные ансамбли — сонаты для виолончели и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (191мв5), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893)
· Для фортепиано — Бергамассквмая сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия — 1905, 2-я — 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь — 1910, 2-я— 1913), этюды (1915)
· Песни и романсы
· Музыка к спектаклям драматического театра, фортепианные транскрипции и др.
Письма
· Monsieur Croche — antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., М.—Л., 1964; Избр. письма, Л., 1986.
Дельфийские танцовщицы
Цикл открывается прелюдией « Дельфийские танцовщицы ». Одухотворенная красота мраморных изваяний античного барельефа вызвала у композитора яркие музыкально-поэтические ассоциации. Этот скульптурный образ раскрыт в прелюдии в жанре очень медленного строгого танца.
Все его развитие в первой части прелюдии (до одиннадцатого такта) сведено к неоднократному повторению мотива в одном и том же (среднем) регистре, медленном темпе и минимальной динамике. Дебюсси избегает чисто танцевальной «квадратности» в его изложении неожиданной сменой метра 3/4 на 4/4 в четвертом и девятом тактах и расширением четырехтактных построений до пятитактных.
Ощущение скульптурной объемности и выпуклости образа достигается в прелюдии, прежде всего фактурой изложения, когда происходит ее постепенное расслоение на три плана: мелодии в среднем регистре, бас и аккордовое сопровождение. Регистровый разрыв между этими тремя планами становится в дальнейшем все более заметным и достигает иногда пяти октав.
Середина прелюдии отличается несколько большей экспрессией за счет постепенного роста динамики до f , встречного движения в мелодии и сопровождении. Но начавшееся развитие неожиданно прерывается, не дойдя до кульминации (этот импрессионистский прием часто можно встретить в различных сочинениях Дебюсси). Оно угасает в как бы повисших в воздухе аккордах на рр , раздвинутых в крайние регистры фортепиано.
Гармонизация в репризе основной темы увеличенными трезвучиями и постепенно «истаивающая» звучность тонко передают ощущение остановившегося и застывшего в каменном изваянии барельефа танца.
В цикле Дебюсси очень полно представлена серия пейзажных прелюдий, среди которых есть навеянные и поэтичными образами моря — «Паруса», и оцепенелой зимней стужей — «Шаги на снегу», и искрящейся, брызжущей солнечным светом итальянской природой — «Холмы Анакапри».
Явное предпочтение, уделяемое вокальной музыке в первый период творчества, объясняется в значительной мере увлечением композитора символистской поэзией. Однако в большинстве произведений этих лет Дебюсси старается избегать и символистской неопределенности, и недосказанности в выражении своих мыслей.
1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной ("Бергамасская сюита", "Маленькая сюита" для фортепиано в четыре руки), камерно-инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В это время создаются два наиболее значительных симфонических произведения - прелюд "Послеполуденный отдых фавна" и "Ноктюрны".
Фактуры изложения темы и ее оркестровки. Статичность развития оправдывается характером самого образа.
Черты зрелого стиля Дебюсси проявились в этом сочинении прежде всего в оркестровке. Предельная дифференциация групп оркестра и партий отдельных инструментов внутри групп дает возможность комбинировать оркестровые краски и создать тончайшие нюансы. Многие достижения оркестрового письма в этом сочинении потом стали типичными для большинства симфонических произведений Дебюсси.
Только после исполнения "Фавна" в 1894 году о Дебюсси-композиторе заговорили в широких музыкальных кругах Парижа. Но замкнутость и определенная ограниченность художественной среды, к которой принадлежал Дебюсси, а также самобытный стиль его сочинений препятствовали появлению музыки композитора на концертной эстраде.
Информация о музыке:
Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора
Постановка “Пера Гюнта” в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалась большим успехом. Музыка Грига скоро и уже независимо от пьесы Ибсена завоевала композитору широчайшую популярность в Европе. Начинается новый период в жизни композитора. Он оставляет систематическую работу дирижера в Кристиа ...
Основные виды фактуры
При всем разнообразии фактуры можно выделить и систематизировать типичные формы изложения, основанные на том или ином определенном принципе. Такие формы называются музыкальными складами. Следует различать четыре их основных вида: монодический, полифонический, аккордовый, гомофонный. Тот или иной с ...
Батальная музыка в России
Батальная музыка в России
Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, В ...