О сравнении богослужебного пения и иконы

Информация » Слово в защиту народности церковного пения » О сравнении богослужебного пения и иконы

Церковное пение и икону, думается, можно сопоставить, только с определёнными оговорками.

Во-первых, в богословском аспекте, как распев и иконопись, где распев, согласно святоотеческой трактовке, рассматривают как «богословие в звуках» (или «поющее богословие»), а иконопись - «богословие в красках».

Во-вторых, процесс создания иконы можно уподобить процессу создания церковного песнопения - либо только богослужебного текста, либо распеву уже имеющегося текста, либо созданию одновременно и текста и напева.

Но в бытийном (или практическом) смысле, между иконой и пением существует большая разница.

Во-первых, икона пишется (как и составляется песнопение) только один раз и пребывает в неизменном виде (до момента какого-либо внешнего вмешательства). Бытие же определённого песнопения следует рассматривать в двух плоскостях, ибо песнопение необходимо первоначально составить (сочинить), а затем исполнить. Поэтому эстетическую красоту иконы (если таковая присутствует) можно сравнить лишь только с умозрительной красотою определённого песнопения (в конкретный момент не исполняемого) или певческой книги, его содержащей. Причём, эта умозрительная красота данного песнопения ещё не определяет красоту его звучания на конкретном богослужении, поскольку последнее связано как с определённым отрезком времени, в течении которого оно совершается, так и с различными внешними и внутренними бытийными обстоятельствами.

Во-вторых, написание иконы (10) может (и должно) сопровождаться молитвой (11), в то время как исполнение богослужебного песнопения не может сопровождаться молитвой, ибо оно и есть молитва.(12) Если, например, при создании иконы у творца оной что-либо не получается, то он может отложить на время это дело или начать его заново. А вот ежели во время совершения богослужения не очень ладится с пением (в смысле красоты), то приостановить пение и богослужение будет уже невозможно.

Следовательно, красота богослужебного пения в качественном смысле (13) не может являться самоцелью церковного пения (хотя к качеству исполнения богослужебного пения, безусловно, необходимо стремиться) и зависит от многих внешних и внутренних факторов, посему такая красота не может существовать постоянно.(14)

Отсюда следует вывод, что красоту иконы, которую можно созерцать ежедневно, нельзя сравнивать с красотою богослужебного пения, звучащего только в определённое время.

Информация о музыке:

Организация фестивальных и конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени
В конце 70-х годов ХХ века в Тюмени зарождается движение авторской песни. Начинается оно в студенческой среде в объединенном стройотряде ведущих вузов города: Строительного и Индустриального институтов и Тюменского государственного университета. Вскоре, в 1978 году, в ДК «Нефтяник» (рук. В. и С. Су ...

Почему слушают
Почему же именно Цой стал одновременно чуть ли не символом восьмидесятых и вневременным кумиром наших подростков? Люди, близко знавшие Цоя, рассказывают о нем как об обычном и даже закомплексованном человеке. Один из основателей группы «кино» Алексей Рыбин говорил, что Цой всегда сомневался в качес ...

Эстрадное самочувствие
Свой реферат я посвящаю теме, актуальной для всех музыкантов: от начинающих до великих мастеров. Столь же актуальна она и для меня. Эта тема - эстрадное самочувствие исполнителя во время концертного выступления. Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки а ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru