Гимн возрожденной России

Информация » Гимн возрожденной России

Страница 1

Гимн возрожденной России

Грачев В. Н.

Создание и принятие союзного гимна А. Александрова инициировало в 40-50-е гг. процесс «гимнотворчества» во всех республиках, входящих в СССР. Однако гимн РСФСР тогда так и не был принят, несмотря на то, что крупнейшие отечественные композиторы предлагали свои варианты торжественной песни России.(1)

Потребность в гимне РСФСР вновь возникла лишь полвека спустя, когда в мае 1990 г. во время работы I съезда народных депутатов РСФСР в печати появилась информация об утверждении комиссии отечественной культуры по созданию Государственного гимна РСФСР. Композитор Р. Щедрин предложил взять для гимна музыку «Патриотической песни» М. Глинки. Комиссия согласилась с этой идеей, прослушав оркестровую запись «Патриотической песни».

Существуют две версии по поводу истории создания и самого смысла «Патриотической песни». Согласно одним сообщениям, «Патриотическая песня» была одним из вариантов национального гимна, созданного М. Глинкой в 1833 г. На это указывало обозначение в рукописи: «Motif de chant national» (фр. — «мотив национального песнопения»), сделанное рукой самого М. Глинки и высказывание сестры композитора Л. Шестоковой о том, что он ей наигрывал вариант российского гимна. Поэтому не случайно известный музыковед XIX в. Н. Финдейзен, вслед за В. Стасовым высказал мысль о том, что одноголосный набросок М. Глинки — это и есть тот самый эскиз российского гимна, возможно, подготовленный на конкурс в 1833 г. Правда, он же одновременно сетовал на то, что в этой мелодии «мало русского».(2)

Другая версия состоит в том, что «Motif de chant national» — это действительно мотив национального песнопения, но не русского, а польского.(3) На это указывает и западный склад мелодии оригинала, и некоторые косвенные свидетельства. Например, набросок Глинки выполнен на такой же по формату бумаге, что и партитура оперы «Жизнь за царя». Да и в конкурсе 1833 г. он участвовать не мог, поскольку вернулся в Санкт-Петербург из-за границы лишь осенью 1834 г.

В начале 1980-х гг. профессор А. Дмитриев обнародовал список со старинной польской мелодии начала XVII в. на слова «Kryste, dniu naszei swiatloscei», которая почти дословно совпадала с музыкальным эскизом в архиве Глинки. Эта находка свидетельствовала о том, что в наследии композитора был обнаружен не русский гимн, а набросок торжественного польского церковного хорала, предназначенного для характеристики поляков в опере «Жизнь за царя» и по каким-то причинам не использованного автором. И, возможно, лишь ошибочное толкование надписи Глинки «превратило» его в эскиз русского гимна.

Но во время Отечественной войны, видимо, была известна только первая версия. И в 1944 г. «Патриотическая песнь» была введена в обиход как гимн без слов после того, как композитор и дирижер М. Багриновский аранжировал и оркестровал набросок Глинки, несколько смягчив наиболее «западные» обороты оригинала.

В 1947 г. к 800-летию Москвы поэт Алексей Машистов создал к этой музыке текст, воспевавший столицу. И официальное название композиции стало: «Москва. (Патриотическая песня). Музыка М.И. Глинки». А затем она многие годы исполнялась по радио в качестве музыкальной эмблемы советских радиопередач на зарубежные страны.

11 декабря 1993 г. Указом Президента РФ Б. Ельцина был утвержден государственный гимн России на основе мелодии «Патриотической песни» М. Глинки в музыкальной редакции Б. Диева и положение о Государственном гимне РФ. Без словесного текста.(4)

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Мазетти в классе и на сцене
Несмотря на всю свою авторитетность, Мазетти никогда не стремился к подавлению в учениках индивидуальности. Наоборот, он сердился, когда некоторые ученики старались рабски копировать его манеру исполнения. Надо всегда «сам думала», говорил он, т.-е. самому думать и работать иначе это не артист, а ...

Древнерусская теория богослужебного пения
Древнерусская теория богослужебного пения Все неповторимое своеобразие древнерусской теории пения проистекает от того, что византийская певческая система была изначально воспринята на Руси через старовизантийскую (или палеовизантийскую) нотацию, то есть нотацию, абсолютно не знающую диастематическ ...

Начало христианского богослужебного пения
Начало христианского богослужебного пения Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю «обновить Адама ядью в тление падшаго люте», то обновилось не только все существо человека, весь его состав, но обновилось также и все от человека исходящее, вся сумма его поступков и действий. «Кто во Христе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru