Великая Пятница

Информация » Пасхальный цикл » Великая Пятница

Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг Его искупительных страданий.

На утрени Великого Пятка, которая в современной приходской практике совершается накануне вечером, бывает чтение Двенадцати Евангелий (т.е. 12-ти отрывков из Евангелий). Это богослужение единственное и несравненное по силе трогательности и по глубине сострадания Спасителю. В этой службе Св.Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.

Во время чтения страстных Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, хор поет: "Слава, страстям Твоим, Господи" и "Слава долготерпению Твоему, Господи". После каждого отрывка Евангелия поются особые антифоны, в которых комментируются Евангельские события, выражаются чувства скорби, благоговения, сострадания. Эти антифоны обработаны Д.Соловьевым, гармонии которого, обрамляя уставные мелодии, создают неповторимую атмосферу, присущую этим страстным дням.

В этот день поется экзапостиларий "Разбойника благоразумного". Это песнопение имеется в авторских вариантах Д.Соловьева, И.Смирнова, Н.Успенского и др.церковных композиторов. В песни этой Церковь дает последнюю надежду нераскаянной душе человеческой, показывая образ разбойника, распятого вместе со Христом.

Сила страдания и покаяния этого человека, всю жизнь прожившего во грехе, сорвала с его сердца пелену нечувствия, и все его существо, сильнее крестной муки, пронзила рвущая душу любовь, а запекшиеся губы прошептали: "помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!". "Ныне же будешь со Мною в раю" - ответила ему Любовь, окутывая его безмерным и счастливым блаженством.

"Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя,"- трижды поет хор. Горячая капля воска от зажженной свечи вдруг, как слеза, обжигает руку:

В Великую Пятницу утром Литургию не служат. Сам божественный Агнец приносит Себя в жертву. Христос умирает на Кресте.

После полудня в храмах служится вечерня, посвященная снятию Господа со Креста. Поется стихира "Тебе одеющегося светом, яко ризою" (обычно болгарского распева в обработке П.Турчанинова). Под бесконечно протяжный распев, напоминающий плачи древних плакальщиц, выносится Плащаница. На ней изображен Христос, лежащий во гробе. Прообразом этой парчовой, расшитой золотом материи была та единственная пелена, на которой остался непостижимый святой отпечаток Его Пречистого Тела - Туринская Плащаница, уникальная святыня христианского мира. А еще раньше, в тот далекий, полный мрачной скорби день, это было Само Его Святое Тело, так бережно снятое Матерью и другими любящими со Креста и осторожно положенное на плиту розового камня, чтобы приготовить к погребению.

"Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится,"- поет Св.Церковь в одной из стихир этого дня,- "неосязаемый удержавается, вяжется разрешаяй Адама от клятвы; испыытуяй сердца и утробы неправедно испытуется, в темнице затворяется .".

Верующие начинают тихо подходить, чтобы поцеловать Плащаницу. Это обряд последнего целования Умершего.

На целовании Плащаницы поется стихира "Приидите, ублажим Иосифа". На текст этой стихиры написаны очень выразительные песнопения у Д.Бортнянского и П.Чеснокова.

Информация о музыке:

Великий Четверг
В богослужении этого дня вспоминаются события, которые предшествовали вступлению Господа на вольное страдание: совершение Иисусом Христом тайной вечери с омовением ног учеников, установление таинства Евхаристии и предательство Иуды. Разнообразию вспоминаемых в этот день евангельских событий соотве ...

Путевой, демественный и большой знаменный распевы
Путевой, демественный и большой знаменный распевы Принципы становления древнерусской певческой системы в корне отличаются не только от принципов становления западноевропейской музыкальной системы, но и от принципов становления русской богослужебной певческой системы XVIII-XX вв. Если западноевропе ...

Рахманинов. Прелюдия D dur.
Неверно называют подобную музыку «лирической»! Привычный языческий эпитет, глупый в контексте христианской культуры, пытается отсечь музыку от Неба, устремленность к которому составляет сущность европейского искусства. Вся первая тема прелюдии, почти в духе минимализма, строится из одного интерва ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru