(14/27 сентября)
Тропарь, гласъ 1:
Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоянiе Твое, побhды православнымъ христiаномъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство.
Кондак, гласъ 4:
Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христiаны, побhды дая имъ на сопостаты, пособiе имущимъ Твое оружiе мира, непобhдимую побhду.
Праздник, посвященный Кресту Христову, стоит также в начале церковного года. Он возвещает нам об искупительной жертве Христа.
Знак креста с глубокой дохристианской древности был солярным знаком, являясь символом Божественной и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы он стал реальным знамением спасения. Крест в христианском сознании разросся до размеров Вселенной и стал Символом Самого Бога (очень ярко это дает увидеть картина Сальвадора Дали "Христос на кресте").
Песнопения и священные тексты праздника Воздвижения говорят нам, что только Крестом можно спастись - то есть, через страдание прийти к радости, через смерть - к победе, через жертву - к единению с Богом. Таков путь Христа - таков и путь всех, идущих за Ним.
Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.):
Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение - крест с надписью "Hoc vince"("Сим победишь").
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами "Господи, помилуй" благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.
К особенностям богослужения на данный праздник относится вынос Креста и поклонение ему. На Всенощном бдении, совершаемом накануне праздника, в конце "Великого Славословия" поется "Трисвятое на вынос Креста". В это время священник выносит на главе своей увитый цветами Крест, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. Под пение погребального "Святый Боже" священник медленно идет с крестом, затем останавливается перед Царскими Вратами и поднимает Крест вверх над головой, произнося: "Премудрость, прости!" - этим возгласом призывая народ к особому вниманию. Хор трижды поет тропарь Креста. Затем Крест полагается на аналое посреди храма и совершается поклонение Кресту с земными поклонами. В это время поется тропарь: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".
Информация о музыке:
Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада – вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.
Эстрадная музыка – вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.
Наибольшее ...
Позднейшие распевы Русской Православной Церкви
Позднейшие распевы Русской Православной Церкви
Древнерусский чин распевов XV-XVII вв. создавался исключительно мастерами пения Московского государства и поэтому, целиком и полностью являясь произведением великорусского сознания, он несет на себе печать всего своеобразия и неповторимости национальн ...
Личность Чайковского - человека и художника
Личность Чайковского - человека и художника П. Е. Вайдман
Личность Чайковского - человека и особые черты творческой индивидуальности его как композитора объясняются обстоятельствами жизни, теми условиями, в которых формировался его характер, складывалась творческая судьба. Тонкая душевная организа ...