(Яблочный Спас) (6/19 августа)
Тропарь, гласъ 7:
Преобразился еси на горh, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху: да возсiяетъ и намъ грhшнымъ свhтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свhтодавче, слава Тебh.
Кондак, гласъ 7:
На горh преобразился еси, и якоже вмhщаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видhша: да егда Тя узрятъ распинаема, страданiе убо уразумеютъ вольное, мiрови же пропoвhдятъ, яко Ты еси воистину Отчее сiянiе.
Праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Это праздник невещественного Фаворского Света, источником которого является Сам Бог.
Первые свидетельства о праздновании Преображения относится к V веку (слово на этот праздник патриарха Прокла). О всеобщем праздновании Преображения в VIII и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все богослужебные памятники, дошедшие до нас с того времени.
Содержание праздника описано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки.
Вскоре после того, как Спаситель открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними: во время молитвы лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белы как снег. Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - беседовали с Господом о Его предстоящих страданиях и смерти. Вдруг светлое облако осенило всех и из него послышался голос: "Се есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте", Ученики в страхе упали на землю, а когда очнулись, то увидели Иисуса одного в обычном Его виде.
Когда они спускались с горы, Господь запретил им рассказывать об этом видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Своим преображением Спаситель явил ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его страданий и смерти, которые он добровольно примет за грехи мира, не поколебались в вере и проповедовали всем Христа - Единородного Сына Божия.
Отцы Церкви установили праздник Преображения в конце церковного года, соотнеся его с праздником Воздвижения Креста.
В древнем Израиле на конец лета приходился "праздник Кущей", который был "днем урожая".
По сложившейся древней традиции и на праздник Преображения христиане стали приносить плоды нового урожая в церковь для освящения.
В Греции на Преображение освящают виноград и колосья пшеницы, а в России освящают яблоки, поспевающие здесь к этому времени. В русском народе этот праздник известен под именем "яблочного Спаса". В русских монастырях существует благочестивый обычай есть яблоки первый раз в году только после их освящения.
В этот праздник люди приносят Богу благодарение за все труды, которые Он помог завершить. Преображение - это праздник нового урожая здесь на земле и новой жизни будущего века, озаренной светом Фавора.
Праздник Спаса Преображения был очень почитаем в Древней Руси, о чем свидетельствуют множество храмов, построенных в честь этого праздника. В одном только Новгороде и окрестностях сохранились до сих пор 4 Спасо-Преображенских храма: церковь Спаса-на-Нередице, XII в., собор Преображения Хутынского монастыря (XII-XVIвв.), церковь Спаса-на-Ковалеве,XIV в. и церковь Спаса-на-Ильине, XIV в.
Авторские песнопения праздника: ирмосы А.Львова, задостойник П.Турчанинова и др.
Информация о музыке:
О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации
Активная работа но развитию метро-ритмического чувства учащегося начинается также с первых занятий. На 3¾4-м уроке нужно показать ученику ритмическую запись и начать выполнять с ним серию упражнений. Цель этих упражнений и всей последующей работы – выработать чувство внутренней ритмической ...
Проблема периодизации творчества
Каждый период творчества — это время между двумя стилистическими сдвигами. А стилистический сдвиг связан с освоением некоей новой области душевных состояний. Новой в том отношении, что искусство прежде не охватывало ее и слушатели еще не имеют опыта переживания таких состояний. Композитор в опреде ...
Общее настроение романса
Чередование в стихотворении фраз, означающих счастье и несчастье, казалось бы, должно повлечь за собой пеструю переменчивость тона (так подсказывает опыт первоначального, поверхностного восприятия поэтического текста, в ходе которого мрачное настроение возникает только во второй строфе и достигает ...