Петровская эпоха

Страница 1

Русская культура, пережившая на рубеже ХVII и ХVIII столетий знаменательный перелом, вступает в новый период.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи, устои средневекового мировоззрения. Большое значение приобретают вопросы образования. По распоряжению Петра создаются архиерейские училища и семинарии, а также развертывается сеть гражданских нецерковных школ, в которых основное значение придается точным наукам. В 1724 г. по указу Петра учреждается Академия Наук. Завязываются культурные связи с передовыми государствами Западной Европы. На смену старой боярской Руси приходит молодое государство Петра - Российская держава, укрепленная военными победами и внутренними реформами.

Взятый Петром курс на европеизацию общественной жизни был вызван естественным стремлением к укреплению Русского государства и повышению его международного авторитета. Столь же последовательно этим задачам были подчинены внешние нормы общественного уклада, поведения в быту, придворного этикета. Насаждая культуру светского образца, Петр I стремился приобщить русское население к новому образу жизни, отличному от замкнутого "теремного" уклада средневековья.

Для того, чтобы вывести русского человека из патриархальной замкнутости в стенах своего терема в кипение общественной и светской жизни, Петр устраивает в своем дворце ассамблеи с танцами, уличные красочные праздники по случаю великих событий - побед и заключения мира, а также запрещает "знатным персонам" иметь домовые церкви, чтобы сделать приходские церкви и соборы своеобразными общественными центрами, служащими общению и единению людей. Все это способствовало бурному развитию духовной и светской музыки нового типа.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. Во время государственных торжеств по случаю побед на улицах Москвы, а затем Петербурга воздвигались триумфальные ворота, в украшении которых преобладала принятая в те времена в Европе античная символика. В воротах победителей встречали торжественные фанфары военных оркестров и хоры певчих. В честь Петра I и его полководцев исполняли специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических" (от греч. panhgurikoz - чрезмерное восхваление, хвалебная песнь) или "виватных" (от латинск. Vivat - да здравствует!). Эти песнопения назывались кантами. В музыкальном и поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи и несли с собой новые образы гражданской патриотической поэзии, проникнутой сознанием мощи Русского государства. Они породили особый стиль торжественно-пышной гимнической хоровой музыки - стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах конца века.

Постоянным участником всевозможных государственных торжеств и церемоний был Придворный хор, созданный на основе существовавшего уже двести лет хора Государевых певчих дьяков. С переносом столицы Российского государства в Петербург, туда же был переведен и этот хор. Певчие Придворного хора часто сопровождали царя в военных походах и выездах за рубеж.

Другим ведущим хором в России был хор Патриарших певчих дьяков, который был оставлен в Москве и в 1721 году получил наименование Синодального.

Помимо этих двух хоров славились певчие Александро-Невской Лавры. Некоторые из петровских вельмож имели собственные хоровые капеллы.

В начале ХVIII столетия достиг высшего расцвета многоголосный партесный стиль хорового пения">, утвердившийся во второй половине прошедшего века. Продолжалась деятельность крупнейших мастеров партесного стиля - Титова, Редрикова, Калашникова и др. Среди них первым должно быть названо имя Василия Титова, входившего в состав Придворного хора. Трудами этих композиторов в Петровскую эпоху создавались торжественные концерты и "многолетия", по духу и стилю отвечающие задачам официальной праздничной музыки.

Хоровые концерты петровского времени впитывали новые интонационные элементы, присущие панегирическим кантам с их помпезной маршевой поступью, ликующими фанфарами. Некоторые концерты были специально сочинены к важным государственным событиям, исполнялись по случаю побед и завоеваний Петра. Ярким примером такой музыки может служить 12-ти голосный концерт В.Титова, сочиненный в честь Полтавской победы "Рцы нам, богодухновенный Давиде".

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Beach boys
Beach boys Выросшие под жарким калифорнийским солнцем в атмосфере безмятежных пляжных развлечений сладкоголосые братья Уилсон решили организовать собственный музыкальный коллектив. Брайан, Деннис и Карл Уилсоны, их кузен Майк Лав и общий знакомый Алан Джэрдайн записали в 1961 году свою первую плас ...

Строчное пение
Строчное пение Говоря о древнерусском чине распевов, невозможно не коснуться строчного пения — одного из самых таинственных и на сегодняшний день наименее изученных явлений. Его необычайность и своеобразие порой заставляли исследователей сомневаться в самом его существовании. Один из зачинателей р ...

Цвиккау
Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гёте, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Поле ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru