Петровская эпоха

Страница 2

Однако, следует подчеркнуть, что многоголосные произведения партесного стиля не вытеснили полностью из обихода прежних традиций знаменного пения. Традиция древнего одноголосного пения, обогащенная новыми распевами, продолжала жить, хотя жизнь ее клонилась к закату, и закат этот был величествен. Кроме того в небольших храмах и сельских местностях, где не было возможности содержать большой хор певчих, довольствовались древним одноголосным уставным пением. Кое-где пелось еще строчное пение и партесные многоголосные обработки знаменного распева. "Борьба старой и новой певческих традиций сменяется на протяжении этого столетия их синтезом" - говорит известный музыковед Ю.Келдыш.

Особо следует сказать об участии хоровой музыки в зарождающемся русском театре, в котором преобладала еще унаследованная от прошлого традиция духовного мистериального действа, достигшая своего расцвета в школьной драме петровского времени. В среде образованного духовенства, в духовных академиях и семинариях широкое развитие получают установившиеся еще в ХVII веке традиции так называемого школьного театра или школьной драмы. Сюжетной основой этих пьес по-прежнему были религиозные, библейские предания, изложенные в форме драматических представлений поучительного характера. К числу таких драм принадлежали произведения высокообразованных церковных иерархов петровского времени: Феофана Прокоповича - епископа Новгородского, одного из ближайших сподвижников Петра, и Дмитрия Ростовского. В созданных ими школьных драмах получили высшее развитие сценические принципы духовных действ, известных в России и на Украине в ХVI-ХVII в.в. Значительное место в школьной драме отводилось музыке. Среди музыкальных номеров преобладали хоры, функция которых была строго регламентирована. Непременным условием драмы считалось выступление хора в конце каждого действия. Лучшим образцом такой смешанной литературно-музыкальной драматургии может служить глубокая по содержанию рождественская драма Дмитрия Ростовского, впервые поставленная в 1702 г. в Ростове. Наряду с самостоятельными сольными номерами ("Плач Рахили") в ней есть ряд хоров, прямо заимствованных из традиционных рождественских псальм ХVII века.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Опера Джузеппе Верди "Набукко" (Nabucco)
Опера Джузеппе Верди "Набукко" (Nabucco) Ирина Коткина Опера в четырёх действиях; либретто Ф. Солеры. Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 9 марта 1842 года. Действующие лица: Набукко (баритон), Абигайль (сопрано), Захария (бас), Измаил (тенор), Фенена (меццо-сопрано). Де ...

Geordie
Geordie В начале 70-х годов гитарист Вик Малколм (р. 3 декабря 1946) основал группу "USA". Помимо него туда вошли басист Том Хилл (р. 11 апреля 1950) и барабанщик Брайан Гибсон). В 1972 году к этой банде из Ньюкасла присоединился вокалист Брайан Джонсон (р. 5 октября 1947). Спустя несколь ...

Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме
Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме Хоменков А. С. "Из множества неразгаданных тайн мира самой глубокой и сокровенной остается тайна творчества." Стефан Цвейг Эти слова можно было бы поставить в виде эпиграфа не только здесь, но и к любой другой обобщающей работе, связанной ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru