Последняя треть ХVIII столетия ознаменовалась длительным царствованием Екатерины II, стремившейся не только всемерно укрепить основы самодержавия, но и повысить международный авторитет Российской Империи, к тому времени значительно расширившей свои границы.
Екатерина II была покровительницей наук и искусств. Ею были предприняты различные культурные начинания в области образования, литературы, театра, музыки. Для этого в Россию были приглашены самые известные художники, зодчие и музыканты из стран Западной Европы.
После Франческо Арайя в Петербурге в разное время работали прославленные итальянские композиторы, приглашенные императрицей: Бальдассаре Галуппи, Джованни Паэзиелло, Доменико Чимароза, Джузеппе Сарти.
Деятельность в России крупных итальянских мастеров, с которыми вошли в тесное соприкосновение певчие Придворного хора, помогала русским певцам овладевать сложной техникой вокального искусства бельканто.
Вскоре после своего воцарения императрица Екатерина II переименовала хор Придворных певчих в Императорскую Певческую Капеллу и поручила обучение придворных певцов и музыкантов итальянцам. Итальянские композиторы, работавшие в России, кроме опер писали также духовные хоровые произведения на церковно-славянские богослужебные тексты. Их композиции явились образцами итальянского "концерта", который впоследствии вошел в употребление в Русской Церкви. Форме итальянского концерта, установившейся со времени Галуппи, следовали и русские ученики этих итальянцев - Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, а также Артемий Ведель, Степан Дегтярев и др.
В 1770-1780 г.г. Березовский и Бортнянский завершили свое музыкальное образование в самой Италии, где смогли познакомиться с выдающимися образцами итальянской музыки.
Черты стиля барокко в русской духовной музыке постепенно перерастают в классицизм, который стал основным художественным направлением эпохи Просвещения.
Для эстетики классицизма характерен идеал гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Этот идеал выразился в музыкальном искусстве в строгой логике музыкального мышления, основанного на закономерностях классической функциональной гармонии и классической полифонии. Принципы классицизма нашли яркое отражение в творческой деятельности Березовского и Бортнянского. Максим Березовский положил начало петербургскому хоровому классическому стилю, а Дмитрий Бортнянский завершил развитие русского классического хорового концерта.
Характеризуя тип классического хорового концерта, можно сказать, что в нем остаются черты, характерные для партесного концертного стиля барокко - это противопоставление эпизодов хорового tutti и небольших концертирующих групп голосов. Но если партесный концерт с его типично инструментальными быстрыми виртуозными пассажами, переходящими из одного голоса в другой, можно сопоставить с concerto-grosso (большой концерт) западноевропейской музыки, то в концерте классического типа встречаются и черты оперности, и мелодика кантов и псальм и народно-песенные обороты.
Общая структура классического концерта основывалась на контрастном сопоставлении 3-х или 4-х частей (в движении: быстро - медленно - быстро или медленно - быстро - медленно - быстро); в последнем разделе преобладали приемы полифонического развития. Принцип контрастного сопоставления нескольких самостоятельных частей, сложность тематического развития и богатство полифонического письма сближали вокальный концерт с симфонической музыкой.
Информация о музыке:
Джефф Рич (Jeff Rich)
Джефф - это простодушный любимец группы. Он присоединился к Status Quo вместе с Рино в 1985 году когда группа обкатывала альбом "In The Army Now". Некоторое время он работал с Def Leppard, после того как их барабанщик Рик Алленс попал в автомобильную аварию. Когда Status Quo находится на ...
Diamond Head
Diamond Head
Одна из групп новой волны британского тяжелого металла, "Diamond head", за время своего существования так и не смогла достичь популярности своих коллег по цеху " Iron maiden", " Def leppard" и " Saxon". Банда была основана летом 1976 года в Стор ...
У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана партнер кларнета
Как-то в конце 1980-х годов я привел к своим студентам-оркестрантам на занятия по истории музыки знакомого исполнителя на исторических духовых инструментах. При виде подлинного (не реконструированного!) кларнета времен Вивальди особенно возбудились, естественно, кларнетисты, и мне приятно было уви ...