Неизвестное сочинение Генделя

Информация » Неизвестное сочинение Генделя

Страница 2

Происшедшее можно сравнить с такой ситуацией. Представьте себе, что в каком-нибудь музейном собрании имеется картина эпохи Возрождения, об авторе которой искусствоведы традиционно говорят лишь как о принадлежащем кругу Леонардо да Винчи. И вдруг в музее появляется исследователь, который утверждает, что эта картина принадлежит самому Леонардо. Возможно ли такое? Разумеется. Но для пересмотра традиционной точки зрения нужны веские доказательства. Вот и в нашем случае для подтверждения авторства Генделя Х.Й. Маркс и поддержавшие его коллеги из Великобритании и США должны были представить соответствующие аргументы. Однако складывается впечатление, что как журналисты, так и музыковеды поспешили ухватиться за сенсацию, во многом выдавая желаемое за действительное. Их позицию вполне можно выразить цитатой, взятой из одной статьи, опубликованной в лондонской «Таймс» 14 марта 2001 года: «Это выглядит, как Гендель, это звучит, как Гендель и, во имя Небес, это должен быть Гендель!». Согласитесь, звучит как эффектное заклинание, но все-таки не как логично аргументированное доказательство. А учитывая скорость, с которой происходили события (от обнаружения Gloria до издания этого сочинения прошло лишь два месяца), странно было бы ожидать каких-либо неопровержимых подтверждений генделевского авторства. И действительно, никаких документов, однозначно указывавших на это, в руках музыковедов не было. Как, впрочем, не было сделано никакого серьезного музыкально-лингвистического анализа с использованием самых современных методик компьютерной диагностики текстов.

В пользу того, что автором Gloria является Гендель, должен был свидетельствовать тот факт, что рукопись партитуры переплетена вместе с однозначно принадлежащими Генделю ариями. Но поскольку в стилистическом отношении музыка данной духовной кантаты не соответствует генделевской стилистике 1730-х годов, сочинение это отнесли к более раннему периоду творчества Генделя, совпавшему по времени с пребыванием композитора в Италии в начале XVIII века, когда им было создано немало латинской духовной музыки. Предполагалось, что, подобно нескольким духовным концертам и мотетам, Gloria была написана в 1707 или 1708 году по заказу маркиза Русполи для исполнения в его загородном имении Виньянелло в расчете на знаменитую певицу Маргериту Дурастанти, которая, как известно, была исполнительницей целого ряда сочинений Генделя. В пользу авторства Генделя, по мысли исследователей, должна также свидетельствовать известная стилистическая близость Gloria другим его сочинениям «итальянского» периода, вплоть до фактов интонационного подобия или даже заимствования. И конечно же, сама музыка - захватывающая, эмоциональная и эффектная, создать которую по силам было лишь такому большому мастеру, как Гендель.

Но если внимательно проанализировать все вышеназванные аргументы, несложно прийти к выводу, что они не столь уж безупречны. Действительно, переплетенные вместе рукописи разных сочинений совершенно не обязательно должны принадлежать одному и тому же автору. А некоторая стилистическую общность Gloria с другими «итальянскими» опусами Генделя - так же не слишком убеждает, ибо в этих опусах, как известно, еще не окончательно сформировалась специфика зрелого стиля композитора и создавались они под значительным влиянием сочинений итальянских мастеров того времени. В этой связи весьма показательно высказывание Пенелопы Рэпсон - руководителя английского ансамбля Fiori Мusicali, осуществившего самое первое исполнение Gloria 18 мая 2001 г. в Хантигдоне (Великобритания): «Это хорошее сочинение, достойное исполнения <…> но в нем не чувствуется Гендель».

Есть, правда, в музыке Gloria некоторые интонационно-тематические совпадения с отдельными фрагментами тех произведений, которые бесспорно написаны Генделем, причем в 1707 году в Риме. Например, можно указать на сходство начальной вокальной фразы в первой части (Gloria in excelsis Deo) и начальных тематических оборотов духовного концерта Генделя для солирующего сопрано, хора и оркестра Laudate pueri dominum (HWV 237 или же начала Qui tollis и № 7 (Detorrente in via) из духовного концерта Dixit Dominus (HWV 232) Однако, учитывая страсть композитора к тематическим заимствованиям из музыки других авторов, это тоже вряд ли можно рассматривать как неопровержимое доказательством того, что Gloria принадлежит перу именно Генделя, а не кого-либо из его итальянских современников.

Так что фактически в ходе активной кампании по внедрению в творческое наследие Генделя еще одного сочинения на текст Gloria ее главные действующие лица лишь подтвердили тезис о возможности написания композитором этого сочинения. Была ли эта возможность реализована? Взвесив все за и против, большинство специалистов ответило на этот вопрос утвердительно. Скорее всего, они правы, и Gloria действительно написана Генделем. Тем более, что само это произведение по характеру музыки вполне достойно столь великого создателя. Но вместе с тем хотелось бы получить и подлинно научное обоснование этого, что, разумеется, возможно лишь при тщательном текстологическом анализе не только самой Gloria и других произведений Генделя, но и достаточно внушительного массива сочинений, созданных современниками композитора - итальянскими мастерами начала XVIII века (и прежде всего сочинений духовных).

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Начало творчества
Итак, вот сведения, известные об ордруфском периоде жизни композитора. Время его пребывания там продолжалось пять лет, с 1695 по 1700 год; за эти годы мальчик успел пройти низшие классы ордруфской городской школы, изучил, насколько это было возможно, музыку у брата Христофора и, достигнув в 1700 г ...

О возможности формирования техники второй категории (с сильным импедансом) у любого певца (ученика)
Пересмотрев вышеизложенным способом возможности, таящиеся в С-А, мы понимаем, что воспитать в певце технику второй категории не только можно, но и нужно. Р. Юссон рассматривал существующие вокальные техники как их многообразие, "как функцию импеданса, приведённого на гортань" (1, стр.175 ...

Древнерусская теория богослужебного пения
Древнерусская теория богослужебного пения Все неповторимое своеобразие древнерусской теории пения проистекает от того, что византийская певческая система была изначально воспринята на Руси через старовизантийскую (или палеовизантийскую) нотацию, то есть нотацию, абсолютно не знающую диастематическ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru