Неизвестное сочинение Генделя

Информация » Неизвестное сочинение Генделя

Страница 2

Происшедшее можно сравнить с такой ситуацией. Представьте себе, что в каком-нибудь музейном собрании имеется картина эпохи Возрождения, об авторе которой искусствоведы традиционно говорят лишь как о принадлежащем кругу Леонардо да Винчи. И вдруг в музее появляется исследователь, который утверждает, что эта картина принадлежит самому Леонардо. Возможно ли такое? Разумеется. Но для пересмотра традиционной точки зрения нужны веские доказательства. Вот и в нашем случае для подтверждения авторства Генделя Х.Й. Маркс и поддержавшие его коллеги из Великобритании и США должны были представить соответствующие аргументы. Однако складывается впечатление, что как журналисты, так и музыковеды поспешили ухватиться за сенсацию, во многом выдавая желаемое за действительное. Их позицию вполне можно выразить цитатой, взятой из одной статьи, опубликованной в лондонской «Таймс» 14 марта 2001 года: «Это выглядит, как Гендель, это звучит, как Гендель и, во имя Небес, это должен быть Гендель!». Согласитесь, звучит как эффектное заклинание, но все-таки не как логично аргументированное доказательство. А учитывая скорость, с которой происходили события (от обнаружения Gloria до издания этого сочинения прошло лишь два месяца), странно было бы ожидать каких-либо неопровержимых подтверждений генделевского авторства. И действительно, никаких документов, однозначно указывавших на это, в руках музыковедов не было. Как, впрочем, не было сделано никакого серьезного музыкально-лингвистического анализа с использованием самых современных методик компьютерной диагностики текстов.

В пользу того, что автором Gloria является Гендель, должен был свидетельствовать тот факт, что рукопись партитуры переплетена вместе с однозначно принадлежащими Генделю ариями. Но поскольку в стилистическом отношении музыка данной духовной кантаты не соответствует генделевской стилистике 1730-х годов, сочинение это отнесли к более раннему периоду творчества Генделя, совпавшему по времени с пребыванием композитора в Италии в начале XVIII века, когда им было создано немало латинской духовной музыки. Предполагалось, что, подобно нескольким духовным концертам и мотетам, Gloria была написана в 1707 или 1708 году по заказу маркиза Русполи для исполнения в его загородном имении Виньянелло в расчете на знаменитую певицу Маргериту Дурастанти, которая, как известно, была исполнительницей целого ряда сочинений Генделя. В пользу авторства Генделя, по мысли исследователей, должна также свидетельствовать известная стилистическая близость Gloria другим его сочинениям «итальянского» периода, вплоть до фактов интонационного подобия или даже заимствования. И конечно же, сама музыка - захватывающая, эмоциональная и эффектная, создать которую по силам было лишь такому большому мастеру, как Гендель.

Но если внимательно проанализировать все вышеназванные аргументы, несложно прийти к выводу, что они не столь уж безупречны. Действительно, переплетенные вместе рукописи разных сочинений совершенно не обязательно должны принадлежать одному и тому же автору. А некоторая стилистическую общность Gloria с другими «итальянскими» опусами Генделя - так же не слишком убеждает, ибо в этих опусах, как известно, еще не окончательно сформировалась специфика зрелого стиля композитора и создавались они под значительным влиянием сочинений итальянских мастеров того времени. В этой связи весьма показательно высказывание Пенелопы Рэпсон - руководителя английского ансамбля Fiori Мusicali, осуществившего самое первое исполнение Gloria 18 мая 2001 г. в Хантигдоне (Великобритания): «Это хорошее сочинение, достойное исполнения <…> но в нем не чувствуется Гендель».

Есть, правда, в музыке Gloria некоторые интонационно-тематические совпадения с отдельными фрагментами тех произведений, которые бесспорно написаны Генделем, причем в 1707 году в Риме. Например, можно указать на сходство начальной вокальной фразы в первой части (Gloria in excelsis Deo) и начальных тематических оборотов духовного концерта Генделя для солирующего сопрано, хора и оркестра Laudate pueri dominum (HWV 237 или же начала Qui tollis и № 7 (Detorrente in via) из духовного концерта Dixit Dominus (HWV 232) Однако, учитывая страсть композитора к тематическим заимствованиям из музыки других авторов, это тоже вряд ли можно рассматривать как неопровержимое доказательством того, что Gloria принадлежит перу именно Генделя, а не кого-либо из его итальянских современников.

Так что фактически в ходе активной кампании по внедрению в творческое наследие Генделя еще одного сочинения на текст Gloria ее главные действующие лица лишь подтвердили тезис о возможности написания композитором этого сочинения. Была ли эта возможность реализована? Взвесив все за и против, большинство специалистов ответило на этот вопрос утвердительно. Скорее всего, они правы, и Gloria действительно написана Генделем. Тем более, что само это произведение по характеру музыки вполне достойно столь великого создателя. Но вместе с тем хотелось бы получить и подлинно научное обоснование этого, что, разумеется, возможно лишь при тщательном текстологическом анализе не только самой Gloria и других произведений Генделя, но и достаточно внушительного массива сочинений, созданных современниками композитора - итальянскими мастерами начала XVIII века (и прежде всего сочинений духовных).

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама"
Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама" П. Е. Вайдман Опера в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто М.И.Чайковского при участии П.И.Чайковского по одноименной повести А.С.Пушкина. Действие происходит в Петербурге в конце XVIII в. Созд. янв. 1890, Флоренция - июнь 1890, Фроловское. Пер ...

Жанр и форма
В стихотворении названы девять различных ситуаций, последовательно сменяющихся в жизни человека, однако вокальная миниатюра за короткое время своего звучания не может последовательно передать девять контрастирующих состояний (настроений): для этого пришлось бы коренным образом обновлять характер и ...

Выводы
На основе проведенного анализа оперы «Вольный стрелок» можно сделать вывод, что опера К. М. Вебера действительно стала новым ярким этапом развития оперного театра. В ней ясно выступают черты, которые являются присущими романтической опере XIX века в Германии, но поскольку это была первая романтиче ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru