Французская симфония во второй половине XVIII века

Информация » Французская симфония во второй половине XVIII века

Страница 5

Смерть Пуплиньера лишила Госсека богатого покровителя, но вскоре он нашел его вновь в лице принца де Конти, а затем принца де Конде, чьей капеллой руководил в Шантильи. Пробовал Госсек свои силы и в театре, но его комические оперы не имели успеха, и он оставил это поле деятельности. Зато симфонии имели счастливую судьбу, и принесли автору заслуженную известность. Всего их у Госсека около 60 (включая концертные симфонии). Вначале он, кажется, испытывал влияние немецких коллег, особенно мангеймцев. Его четырехчастные симфонии с менуэтом и трио совершенно традиционны по форме. Правда, нельзя отказать им в ярком темпераменте и вполне неожиданных по тому времени приемах оркестровки. Сочинения эти неравноценны, но среди них есть и подлинные шедевры, созданные с необычайной яркостью и блеском.

Утвердив свой почерк, Госсек возвратился к типу французской трехчастной симфонии, достигнув на этом пути немало успехов.

После 1769, оставив придворную службу, он стал жить композиторским трудом, непостоянными заработками, организацией концертов, администрированием крупных музыкальных событий в Париже. Его оркестр в «Обществе любителей», не имевший никакой поддержки двора, насчитывал до 40 скрипачей и альтистов, 12 виолончелей, 8 контрабасов, и имел огромный успех. Через некоторое время пришло и официальное признание: в 1780 году Госсек был назначен дирижером Королевской академии музыки, а в 1784 – директором Королевской школы пения.

Большой успех имела его оратория «Рождество», в которой французы увидели новую трактовку религиозной темы. Весьма интересны и его балеты. Однако в театре того времени царила слава Глюка, с которой Госсек соперничать не мог.

В период революции Госсек создает многочисленные пьесы, марши, гимны. Известность его растет. В исполнении написанного им Te Deum 14 июля 1799 года участвовала тысяча хористов… И это были тоже счастливые времена биографии композитора.

Однако вслед за этим (во времена наполеоновской Империи, а также Реставрации Бурбонов) творческая активность Госсека практически сошла на нет. Долгие годы он хранил молчание, нарушенное лишь в 1809 году блестящей Симфонией для 17 голосов, которая, кстати, доныне ни разу не издавалась.

Заключая этот небольшой очерк, хотелось бы еще раз привлечь внимание музыкантов прежде всего к личности и творчеству Франсуа Жозефа Госсека – замечательного, блестящего, подчас неожиданного мастера, до сих пор почти не известного нашим слушателям. А может быть, и настала уже пора перевести славных французских симфонистов из числа «второстепенных» куда-то поближе?

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация о музыке:

Путевой, демественный и большой знаменный распевы
Новые тенденции в русской духовной жизни, влияние нового аскетического миросозерцания исихазма и повышенное внимание к внутреннему миру человека привели в XV веке к появлению нового мелодического мышления и новых мелодических форм в русском церковном пении. Если знаменный распев выражал сверхличное ...

Роль Бесплатной музыкальной школы в просветительских тенденциях в сфере музыкального образования
В конце 50-х и начале 60-х годов Россия словно воскресала к новой жизни. Бесплатные воскресные школы, общеобразовательные и художественные, возникали во всех концах России, интеллигентный класс повсюду устремлялся со всею горячностью души помочь общему невежеству, глубокой безграмотности массы. Одн ...

Антонио Сальери (Salieri)
Антонио Сальери (Salieri) (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, — 7.5.1825, Вена) Итальянский композитор, педагог и дирижер Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX века. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru