Французская симфония во второй половине XVIII века

Информация » Французская симфония во второй половине XVIII века

Страница 5

Смерть Пуплиньера лишила Госсека богатого покровителя, но вскоре он нашел его вновь в лице принца де Конти, а затем принца де Конде, чьей капеллой руководил в Шантильи. Пробовал Госсек свои силы и в театре, но его комические оперы не имели успеха, и он оставил это поле деятельности. Зато симфонии имели счастливую судьбу, и принесли автору заслуженную известность. Всего их у Госсека около 60 (включая концертные симфонии). Вначале он, кажется, испытывал влияние немецких коллег, особенно мангеймцев. Его четырехчастные симфонии с менуэтом и трио совершенно традиционны по форме. Правда, нельзя отказать им в ярком темпераменте и вполне неожиданных по тому времени приемах оркестровки. Сочинения эти неравноценны, но среди них есть и подлинные шедевры, созданные с необычайной яркостью и блеском.

Утвердив свой почерк, Госсек возвратился к типу французской трехчастной симфонии, достигнув на этом пути немало успехов.

После 1769, оставив придворную службу, он стал жить композиторским трудом, непостоянными заработками, организацией концертов, администрированием крупных музыкальных событий в Париже. Его оркестр в «Обществе любителей», не имевший никакой поддержки двора, насчитывал до 40 скрипачей и альтистов, 12 виолончелей, 8 контрабасов, и имел огромный успех. Через некоторое время пришло и официальное признание: в 1780 году Госсек был назначен дирижером Королевской академии музыки, а в 1784 – директором Королевской школы пения.

Большой успех имела его оратория «Рождество», в которой французы увидели новую трактовку религиозной темы. Весьма интересны и его балеты. Однако в театре того времени царила слава Глюка, с которой Госсек соперничать не мог.

В период революции Госсек создает многочисленные пьесы, марши, гимны. Известность его растет. В исполнении написанного им Te Deum 14 июля 1799 года участвовала тысяча хористов… И это были тоже счастливые времена биографии композитора.

Однако вслед за этим (во времена наполеоновской Империи, а также Реставрации Бурбонов) творческая активность Госсека практически сошла на нет. Долгие годы он хранил молчание, нарушенное лишь в 1809 году блестящей Симфонией для 17 голосов, которая, кстати, доныне ни разу не издавалась.

Заключая этот небольшой очерк, хотелось бы еще раз привлечь внимание музыкантов прежде всего к личности и творчеству Франсуа Жозефа Госсека – замечательного, блестящего, подчас неожиданного мастера, до сих пор почти не известного нашим слушателям. А может быть, и настала уже пора перевести славных французских симфонистов из числа «второстепенных» куда-то поближе?

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация о музыке:

Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")
Жанна Лазаревна Металлиди – петербургский музыкант. Свыше сорока лет она преподает теорию музыки и ведет класс композиции в музыкальной школе. Но по своему призванию – она, прежде всего, "детский" композитор. "Она необыкновенно обогатила педагогический детский репертуар… Форма, жанр ...

Cro-Mags
Cro-Mags В конце 70-х – начале 80-х в Америке появилось много интересных хардкоровых коллективов типа "Germs", "Black flag", "Negative approach". Нью-йоркскую сцену этого течения представляли такие банды как "Bad brains", "The Mob", "Beastie b ...

Строчное пение
Строчное пение Говоря о древнерусском чине распевов, невозможно не коснуться строчного пения — одного из самых таинственных и на сегодняшний день наименее изученных явлений. Его необычайность и своеобразие порой заставляли исследователей сомневаться в самом его существовании. Один из зачинателей р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru