Музыка в Древней Греции

Страница 1

Слово "музыка", что значит "искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах", греческого происхождения, буквально оно переводится "искусство муз", искусство девяти богинь древнегреческой мифологии, покровительниц поэзии, искусств и наук, спутниц древнегреческого бога Солнца и мудрости, покровителя искусств, бога музыки Аполлона.

О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам письменной литературы (художественной и научной) и изобразительному искусству. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников. Развитие музыки Древней Греции охватывает около 20 столетий (второе тысячелетие до новой эры – 5 век новой эры).

Музыка античной эпохи именно в Греции достигла наиболее широкого развития Небольшая страна с малочисленным населением и небогатой природой, Греция представляла союз многих, но малых городов-государств (полисов), сохранявших самостоятельность политической организации, нравов и обычаев, культуры и искусства. В Афинах эпохи Кимона и Перикла утвердился строй рабовладельческой демократии, способствовавшей умственному и художественному прогрессу. Наконец, греческая музыка могла отчасти воспользоваться уже готовыми плодами развития более древних культур: египетской, сирийской, хеттской, возможно, индийской. Всё это наложило глубокий отпечаток на миросозерцание народа и его художественное творчество, достигшее высокого совершенства.

Музыка играла важную роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан в греческих полисах Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приёмам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимназических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах (т.н. дионисии и панафинеи), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии) и в других городах, гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты-сочинители стихов и песен различных полисов. Музыке придавалось государственное, а в аристократической, воинственной Спарте и военное значение. Вместе с тем музыкальное искусство и быт не могли были жестоко регламентированы государством, как, например. В Китае, не носили кастовой обособленности. Как в Индии. Организация музыкальной жизни была более открытой, гласной, доступной для споров и соревнования, более демократической по сравнению с восточными деспотиями.

Организация музыкальной жизни была более открытой, гласной, доступной для споров и соревнования, более демократической по сравнению с восточными деспотиями. Нотные записи древнегреческого песенного фольклора отсутствуют. Пение с плясками было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов- покровителей полей, виноградников и земледельческого труда. Из этих действ с песнями в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.

Песни имели особые наименования, указывавшие их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебные гимнические с пляской пеанос, песни гуляк- коммос и лругие. В народной песенности сложились первоначально те лады- дорийский, фригийский, лидийский,- которые в дальнейшем составили основу тогдашней композиторской техники.

Гимн (греч.) – древнегреческая песня-мольба, оьращенная к богам. Античная традиция приписывает создание древнейших гимнов Олену из Лидии, Орфею, Эвмолпу, Мусею. Для гимнов была характерна трехчастная форма: призыв к божеству, миф о нем, молитва с просьбой о помощи. Позднее название гимн объединяло различные жанры : пеан – гимн Аполлону, дифирамб – гимн Дионису и т.д. Нотные фрагменты в древнегреческой буквенной нотации трех гимнов – Музе, Гелиосу и Немезиде (датирующихся 2 в. н.э.) впервые опубликовал В.Галилеи в 1581 году. Сохранился текст так называемых гомеровских гимнов, декламировавшихся рапсодами на праздниках.

В героический период греческой истории (около 11–7-го вв. до н.э.) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей аэдов и рапсодов. Аэд- древнегреческий эпический певец эпохи бесписьменной поэзии (9–8 вв. до н.э.). Аэды выступали на пирах, общественных празднествах, погребальных церемониях. Мелодичная речитация сопровождалась ими игрой на форминге. Около 700 до н.э. Аэды уступили место рапсодам и кифаредам. Эти “сшиватели песен” воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом- гекзаметром, без разделения строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминге, струны которого натягивались поперёк выделанного черепашьего панциря, а позже на кифаре. Мелодии более ранних сказителей, аэдов были, вероятно речетативно-повествовательного склада; у более же поздних рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Grim Reaper
Grim Reaper Одни из представителей "новой волны британского тяжелого металла" "Grim reaper" появились на свет в 1979 году. Эту группу из Дройтвича основал гитарист Ник Боукотт. Он переиграл со многими музыкантами, пока к нему не присоединились вокалист Стив "Грим" Грим ...

Gang Green
Gang Green Любители скэйтборда, пива "Будвайзер" и поклонники Теда Ньюджента и "AC/DC", "Gang green" появились на бостонской хардкоровой сцене в начале 80-х годов с целью стать самой быстрой группой на Земле. Основал команду Крис Дохерти (гитара, вокал), взяв себе в по ...

Художественное наследие Мендельсона
Среди обширного и разнообразного наследия Мендельсона центральное место принадлежит его «Песням без слов» для фортепиано. Их значение в творчестве Мендельсона сопоставимо со значением романса в музыке Шуберта. Мендельсон обращался к этому жанру на протяжении почти всей своей творческой жизни. Закон ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru