“Иван Сусанин”

Информация » Михаил Глинка » “Иван Сусанин”

Страница 1

1836 год. Первая русская народная музыкальная драма. Глинка обозначил жанр, как отечественная героико-трагическая опера. Это первая русская опера сплошного музыкального развития без разговорных диалогов. Впервые русский персонаж, крестьянин выступает не как бытовой, а как героический (не в пример опере Кавоса). Почти вся опера была написана до слов по собственному сценарию. Либретто написано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский. Сюжет XVII века. В опере 4 действия и эпилог и интродукция. Сначала Глинка сделал пятиактную оперу по примеру большой французской оперы, а потом сделал пятое действие эпилогом. Сначала Глинка предполагал создать ораторию и поэтому в опере присутствуют ораториальные черты. Ее обрамляют две грандиозные хоровые сцены, несущие идейную нагрузку. Они довольно статичны и придают опере ораториальность. Есть хоры бытовые, связанные с сюжетом: хор крестьян, свадебный хор, хор гребцов. В основе оперы лежит глубокий конфликт, впервые выразившийся в музыке интонационно-тематически. Противопоставляются две музыкальные сферы: русская и польская. Они охарактеризованы по-разному: русские более глубоко - обобщенные (?) и индивидуальные, а поляки как единая масса – обобщенно. Поляки через танцевальную сферу (2 д.): полонез, краковяк, вальс, мазурка. Из них главные – полонез и мазурка. Поляки охарактеризованы оркестровыми средствами. Русские охарактеризованы вокальными средствами: каватина, романс, ария.

Опера развивается по законам драмы, последовательно, строго, стройно: 1 д. – экспозиция русских, 2 д. – экспозиция поляков, 3 д. – первое столкновение двух сфер (в избе Сусанина), 4 д. – углубление конфликта, развитие, кульминация, развязка. Эпилог – идейный вывод. Глинка впервые заложил основы симфонизации оперы. Через всю оперу проходит развитие двух тем, параллельных друг другу. Они обрамляют оперу.

1-я тема – “Родина моя”. Она начинает увертюру, затем интродукцию, потом проходит через всю оперу, видоизменяясь.

2-я тема в законченном виде появляется в эпилоге. Это “Славься”, она завершает всю оперу. Она постоянно формируется в опере. Например: ответ Сусанина “Велик и свят нам край родной”. Здесь она изменена.

Интродукция. Большая хоровая сцена ораториального склада. Декларация идеи, почти без действия.

1-й раздел: мужской хор. G-dur. Тема “Родина моя”. Запевала, подхватывает хор. В русском народном духе. Широкая триольная тема. Диатоника, переменный лад, куплетная форма, очень скупое сопровождение, почти а каппэлла. Четвертый куплет звучит в g-moll. Речь о павших в бою: “Всех, кто в смертный бой шел за край родной”. c-moll. 2-я тема женского хора. Подвижная, по типу хороводной песни. Контрастна первой теме. Затем, во втором разделе, обе темы соединяются и образуется контрастная полифония. .

3 раздел – грандиозная фуга. Тема фуги соединяется сначала с интонациями мужского хора, а потом женского, получается синтез соединения.

1-е действие. Экспозиция русской сферы. Начинается с характеристики Антониды. Каватина и рондо. Каватина медленная, лирическая. F-moll. Рондо подвижное, игривое, кокетливое. As-dur. Каватина начинается с соло кларнета. Мелодия близка лирической протяжной песне: потом в голосе “Ах ты поле”. В словах то, что свойственно русской поэзии - обращение к природе. Скучает о Богдане Собинине, ждет его.

Рондо. Выражает надежду на скорую встречу с женихом. Рефрен измененный, подвижный. Эпизоды ему не контрастны. Игривая, изящная девушка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

К проблеме философии музыки
"Не от мира сего!" - так когда-то сказал о музыке Эдуард Ганслик, убежденно противопоставляя ее другим искусствам, и, прежде всего - живописи и поэзии. Принципиальное разделение он делал по линии основного вопроса философии: живопись и поэзия воспроизводят действительность, имеют жизненн ...

Лирические пьесы
“Лирические пьесы” составляют большую часть фортепи­анного творчества Грига. “Лирические пьесы” Грига про­должают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен “Музыкальными моментами” и “Экспромтами” Шуберта, “Песнями без слов” Мендельсона. Непосредствен­ность высказывания, лиризм, вы ...

Марли Боб (Marley Bob)
Марли Боб (Marley Bob) Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всяк ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru