Глиэр Рейнгольд Морицевич

Информация » Глиэр Рейнгольд Морицевич

Страница 1

Глиэр Рейнгольд Морицевич

(1874/75—1956)

Cоветский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР - (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр. В 1920—22 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образования, сотрудник Музыкального отдела Нарком-проса РСФСР. В 1938 председатель Московского союза композиторов , в 1939—48 — Оргкомитета союза композиторов СССР. В 1900—07, 1909—13 преподавал теоретические дисциплины в музыкальной школе Гнесиных . В 1902—03 давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву. С 1913 профессор по классу композиции (с 1914 директор) Киевской, в 1920—41 — Московской консерваторий . В 1924—30 председатель Всеросийского общества драматургов и композиторов. Среди учеников: Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, Б. А. Александров, А. Г. Новиков, Н. П. Раков.

Глиэр — продолжатель традиций русской музыкальной классики. Автор первого совецкого репертуарного балета на современную революционную тему «Красный мак» (позднее «Красный цветок»), поставленного во многих театрах балета «Медный всадник». В симфонических произведениях Глиэр продолжил линию эпического симфонизма. Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром (1938) и колоратурного сопрано с оркестром (1943). Автор произведений для различных инструментов. Оперы Глиэра сыграли большую роль в развитии музыкальных культур Азербайджана и Узбекистана. Глиэру принадлежат статьи, некоторые из которых изданы в книге : «Р.М.Глиэр. Статьи и воспоминания» (М., 1975).

Сочинения:

оперы-

опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, поставлена 1927 на русском языке, Баку; 2-я редакция 1934, на азербайджанском языке, Азербайджанский театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меднжун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, поставлена 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, концертное исполнение 1947, артистами Оперно-драматического театра им. К. Станиславского, Москва);

музыкальная драма-

Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Глиэром, поставлена 1936, Ташкент);

балеты-

Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Музыкальная студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 - Красный цветок, поставлен 1927, Большой театр, Москва; 2-я редакция, поставлен 1949, Ленинградский театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я редакция под названием Дочь Кастилии, 1955, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленинградский театр оперы и балета; Государственная премия СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953);

для оркестра-

3 симфонии (1899-1900; 2-я - 1907; 3-я-Илья Муромец, 1909-11), симфонические поэмы- Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41), увертюры-Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45), симфоническая картина Запорожцы (1921);

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Взгляд христианской антропологии на сонатную форму
Христианская антропология — антропология пути в бесконечное совершенство. Созданию человека предшествовало совещание в Недрах Пресвятой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (…) И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:26, 27). По толкованию святых отцов, образ ...

Борис Годунов
Первая редакция – 1869 год, вторая – 1872, а в 1874 году оперу, наконец, поставили. Народная музыкальная драма по трагедии Пушкина. В первой редакции было семь картин, заканчивалась смертью Бориса, а во второй редакции Мусоргский сочинил две польские картины, появилась Марина Мнишек, сцена народно ...

О сравнении богослужебного пения и иконы
Церковное пение и икону, думается, можно сопоставить, только с определёнными оговорками. Во-первых, в богословском аспекте, как распев и иконопись, где распев, согласно святоотеческой трактовке, рассматривают как «богословие в звуках» (или «поющее богословие»), а иконопись - «богословие в красках ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru