В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо, когда мы говорим ученику, что соседние нотки будут играть соседние пальчики. А если играем через нотку, то и через пальчик. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины.
В работе с начинающими полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде на определенных упражнениях. Есть такое упражнение под названием «Пальчик, просыпайся». Этот пример есть у Москаленко. В начале мы приучаем ученика быстро определять, какой пальчик должен «проснуться». Он должен с закрытыми глазами, не глядя на руки, сообразить на какой руке и каким пальчиком нужно пошевелить. Затем хорошо перейти к определенной последовательности в данном задании.
- Я говорю ученику, что ему нужно будет одновременно «разбудить» один пальчик на левой, а другой на правой руке. И предлагаю это упражнение сделать следующим способом:
ПР.Р. 1 2 3 1 2 3 4 5
ЛЕВ.Р 5 4 3 2 1 3 2 1
Вы наверно обратили внимание, что это аппликатура до-мажора и всех гамм, строящихся от белых клавиш, кроме фа-мажора. Это хорошо бы заучить до автоматизма, так как в дальнейшей работе очень облегчит изучение гамм.
- Следующим этапом знакомства с аппликатурой в донотном периоде тоже упражнение, что и было, но парными пальчиками: 1-3, 2-4, 3-5 и 5-1. Причем вначале каждой рукой, а затем одновременно двумя. Очень полезное занятие для развития координации и умения быстро думать, активизируя мышление ученика и воспитывая мышечную память.
- После того, как ученик хорошо познакомился с последовательностью пальчиков, можно предложить ему следующие упражнения, когда руки лежат на столе, пальчики собраны, стоят на подушечках:
1. «Разведчик» - это упражнение на подкладывание первого пальчика, когда он легко скользит под ладошку к пятому при собранной руке, держащей «свод».
2. «Краб» - это упражнение учит выполнять движение от четвертого пальца к первому, когда первый лежит неподвижно, а свод руки накрывает и раскрывает первый палец. Это упражнение можно выполнять, одновременно проговаривая следующее стихотворение:
«Кто там прячется в углу,
Кто забился под кору.
Кто усами шевелит
Ничего не говорит.
Старый краб, не будь упрям,
Вылезай как быстро к нам»
3. «Слон» - ходьба - перешагивание с одного пальчика на другой следующей аппликатурой: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. И также обратно: 5-4, 5-3, 5-2, 5-1. Это также хорошо выполнять и двумя руками. Здесь можно проговаривать следующее стихотворение: «Динь дон, динь дон,
В зоопарке ходит слон»
4. «Цапля» - игра на столе, высоко поднимая пальчики 2-3, или 3-4 с проговариванием в ритме стихотворный текст «Наша Таня громко плачет» или «Мой веселый звонкий мяч». Здесь вам полная свобода творчества. Это упражнение можно выполнять как отдельными, так и одновременно двумя руками. Усложнять аппликатуру, добавляя 1-й и 5-й пальчики.
5. «Часики» - игра на столе на подкладывание 1-го пальчика: 1-2-1-3, где третий ставится перед первым. Другой вариант: 1-2-1-4, где четвертый также играет перед первым.
В подготовительном этапе очень много разных способов знакомства с аппликатурой в донотном периоде и всех их исчерпать в одной работе невозможно. Все приведенные выше упражнения можно и нужно затем переносить на инструмент.
Информация о музыке:
Особенности восприятия музыки Шуберта разных периодов творчества
Отношение к музыке композиторов такого типа у слушателей бывает парадоксальным: случается, что один и тот же человек любит композитора за произведения какого-либо определенного периода, будучи совершенно невосприимчивым, равнодушным или даже агрессивно-брезгливым по отношению к произведениям други ...
Fudge Tunnel
Fudge
Tunnel
Команда из Ноттингема "Fudge tunnel" появилась на свет в 1988 году благодаря Алексу Ньюпорту (гитара, вокал), Дэвиду Райли (бас) и Адриану Паркину (ударные). Ее сухой юмор и неоднозначный музыкальный подход были в диковинку для британской сцены. Первым релизом группы стал ед ...
Свадьба Иакова
Весть о прибытии Иакова, которую Рахиль принесла своему отцу, была очень приятной. В этом сочинении я хочу рассказать обстоятельства этого события, как я их себе представляю. Рахиль прибегает домой и говорит: «Любимый отец, я встретила сейчас на поле у колодца милого чужестранца-пастуха. В своей л ...