О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации

Информация » Обучение игре на фортепиано по ускоренной программе » О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации

Страница 1

Активная работа но развитию метро-ритмического чувства учащегося начинается также с первых занятий. На 3¾4-м уроке нужно показать ученику ритмическую запись и начать выполнять с ним серию упражнений. Цель этих упражнений и всей последующей работы – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить со сложными ритмическими фигурами, подготовить ученика к исполнению современных и джазовых произведений. В первую очередь для этого следует отказаться от принятого счёта вслух «раз и, два и», так как такой счёт ассоциируется у обучаемых с подсчитыванием количества нот в такте, а не с ощущением длительности их звучания, что мешает развитию внутреннего чувства ритмической пульсации. А джазовую музыку, с использованием такого счёта сыграть практически невозможно.

Согласно методике Т.И. Смирновой сначала нужно начать тему «ритм» с объяснения, что музыка – искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Затем можно побеседовать с учеником на тему – темп и пульс музыки. И только потом приступить к записи.

Работать над ритмическими схемами предлагается в следующей последовательности:

1. Берется маленький блок и отрабатывается до автоматизма (левая рука стучит пульс, правая ритм, и наоборот).

Записывать блоки можно в любом размере, в том числе на 5/4 и на 9/4. Ведь пока нет тактов, нет и размеров. Но учащийся научится свободно переходить с размера на размер и подготовит себя к исполнению пьес, которые встретятся чуть позже, особенно в джазовой музыке.

2. Из блоков составляются длинные и разнообразные схемы.

Можно написать блоки на карточках, и ученик сам будет их раскладывать в разных комбинациях и стучать.

После выполнения простых ритмических упражнений можно дать и общепринятую схему длительностей:

Показать эту схему можно не на общепринятом примере с яблоком, а на длинной полоске бумаги. Нужно нарисовать целую ноту, далее одновременно выполнить тройное действие: ведите карандашом по полоске бумаги, голосом тяните звук и отстукивайте пульс ногой. Затем нужно разделить полоску бумаги пополам – получилось два более коротких звука и т.д. Но тройное действие нужно выполнять постоянно; чтобы ученик чувствовал, что музыка – искусство во времени. Если пьеса медленная, то первая полоска бумаги будет очень длинная, а все последующие в два раза короче предыдущих. Если пьеса исполняется в быстром темпе, то первая полоска – небольшая, все остальные ещё короче.

По мнению Т.И. Смирновой, – изучать схему длительностей на примере яблока или иного предмета, не сопровождая это тройным действием (голосом, пульсом, движением руки), сложно, так как трудно объяснить, почему, например, четверть нельзя тянуть столько, сколько удобно.

Согласно данной методике, разъясняя схему, необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное и слуховое восприятие записи. Обязательно нужно объяснить и показать ученику, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности.[10]

Затем можно познакомить детей с более сложными ритмическими фигурами. Так, простукивая триоль, надо обязательно проставить акценты, чтобы ученики лучше почувствовали триоль и дуоль, так как счёт произносится одинаково. Далее, можно смело давать синкопированные ритмы и паузы.

Согласно данной методике, короткие блоки нужно собрать в длинные схемы, чтобы «перебить» автоматизм и активизировать внимание, так необходимое при чтении с листа. Пульс пусть отсчитывает нога, а ритм стучит то левая, то правая рука.

Сложные ритмические схемы нужно давать с пульсом, простые с одной ритмической строчкой – без пульса и без счёта. От слоговой поддержки следует постепенно отойти. В простых схемах, но с двумя ритмическими строчками пульс лучше отсчитывать левой ногой.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Симфоническое творчество
Четыре симфонии Танеева созданы на протяжении последней четверти XIX века. Первая из них была написана в самом начале композиторской деятельности в 1874/75 учебном году в консерваторском классе Чайковского. Четвертая (1896-1898) ознаменовала зр лость сложившегося мастера. Она занимает важнейшее мес ...

"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte)
"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte) Комическая опера в двух действиях; либретто Л. Да Понте. Первая постановка: Вена, "Бургтеатр", 26 января 1790 года Действующие лица: Фьордилиджи (сопрано), Дорабелла (меццо-сопрано), Феррандо (тенор), Гульельмо ( ...

Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida)
Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida) Г. Маркези Опера в четырёх действиях; либретто А. Гисланцони. Первая постановка: Каир, театр оперы, 24 декабря 1871 года. Действующие лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор), Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец (тен ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru