Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких фортепианных пьес без октав» Г.Беренса

Информация » Работа над аппликатурой » Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких фортепианных пьес без октав» Г.Беренса

Страница 1

Когда освоена нотная азбука, и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре, прежде, чем исполнять следующие нотные примеры Г.Беренса, ему полезно поупражняться следующим образом. Ученику объясняется, что каждый пальчик правой руки исполняет определенную ноту. Первый будет играть До

, второй Ре

, третий Ми

и т.д., пятый соответственно Соль

. Ученику предлагается закрыть глаза и на ощупь нажимать по команде учителя нужную ноту нужным пальцем. Достаточно называть только ноту, а он должен сообразить каким пальчиком нужно этот звук сыграть. Ведь правило было оговорено в самом начале. Затем исполняется тоже самое, только наоборот. Ученику говорят, каким пальцем играть, а он должен сообразить какую клавишу ему нужно нажать. Например: играем 2-м, это значит ноту Реи т.д. Далее тоже самое, только левой рукой. Здесь уже другая аппликатура: Добудем играть 5-м, Ре

4-м, Ми

3-м пальчиком и т.д. Затем задачу усложняем. Исполняем двумя руками по команде учителя. Он называет только пальчик, а ученик должен сообразить сам, какие это будут звуки в обеих руках. Например: 5-й палец в обеих руках, это звуки До

(левая рука) и Соль

(правая рука)

. После таких упражнений без игры по нотам можно переходить к пьесам №1 и №2:

Как вы заметили, эти пьесы после такой тренировки ученик сыграет легко.

В №4 в шестом такте появляется мелодический ход 4-3-2 п. в обеих руках. Не намного, но усложняет задачу исполнения нужной аппликатурой:

В №5 и №6 появляются интервалы. Причем аппликатура при этом не должна меняться. Каждый пальчик играет свою ноту:

С №7 и №8 легко справиться, если понять строение мелодии в левой руке. Это те же интервалы, только в разложенном виде. Это хороший пример для знакомства с скрытым 2-х голосием:

В №9 сложность заключается в смене размера с четырехдольного на трехдольный, и в добавлении разложенных трезвучий в левой руке:

В №10 партия левой руки требует больше внимания, чем партия правой. Причем с девятого такта в левой руке четверти сменяются на восьмые. Не правда ли, хороший образец для подготовки игры Сонатин:

В №11 ускоряется темп за счет смены крупных длительностей на мелкие, при этом строение мелодической линии во втором предложении остается неизменным. Прекрасный пример для тренировки метроритма:

Обратите внимание, в №12 появляются штрихи и новые ритмические фигурации. Потребуйте от ученика добиться этого:

Когда первые шаги по освоению принципа пятипальцевой аппликатуры освоены, неплохо в качестве добавления ставить перед учеником технические и художественные задачи. Посмотрим следующие примеры.

Вот №13. Достаточно сложный. Здесь новый размер, новые штрихи в левой руке, начиная с 9-го такта, паузы и динамические нюансы. Прежней и неизменной остается только аппликатура:

В №14 появляются в левой руке двойные ноты, и исполнение репризы.

Здесь контрастная динамика, одновременное использование разных штрихов в обеих руках:

Пример №15 сложный не только в ритмическом плане, но и в штриховом. И здесь так же, как и в №13 встречаются разложенные аккорды в левой руке. Натренированные пальцы, уже знающие свое место, помогут справиться с этим этюдом:

№16 – тренировка для овладения навыков игры вертикалей. Здесь явно выражена мелодия и аккомпанемент, что хорошо воспитывает умения играть гомофонно-гармоническую музыку:

Каждый раз, когда мы приступаем к изучению нового этюда, полезно ознакомиться с текстом глазами. Очень облегчает исполнение, когда ученик видит в тексте повторяющиеся элементы мелодической фактуры. Пример №17:

№18 – пример для работы над длинными фразами. Во второй части видна имитация. В дальнейшем этот навык пригодиться при изучении полифонии:

№19 примеру легко придумать название. Этот этюд написан в жанре вальса. Здесь без сомнений можно и нужно ставить художественные задачи:

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Atomkraft
Atomkraft Жарким июльским днем 1979 года двое парнишек из Ньюкасла, Тони Долан и Пол Спиллетт, решили, что неплохо бы им было замутить собственную группу. Собранная ими банда при участии гитаристов Яна Легга и Криса Тэйлора называлась "Moral Fibre" и исполняла в основном панковский репер ...

Принцип минимизации
Принцип минимизации Вернемся к исследованиям Н. А. Гарбузова и рассмотрим заключительную часть выводов из его итоговой работы «Зонная природа звуковысотного слуха». Выдержка из выводов: «1[1]. Зонная природа звуковысотного слуха сделала возможным ансамблевое исполнение, так как она обусловливает ...

О народности богослужебного пения
Церковное древнее пение имеет истоки народного певческого творчества, но, в отличие от фольклора, создавалось и развивалось не стихийно, а по определённым правилам.(1) Известно, что в раннехристианские времена за богослужением пел весь народ. Отсюда следует, что сам характер пения не мог быть сло ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru