Лад Прокофьева в гармоническом преломлении

Информация » Хроматическая тональность С. Прокофьева » Лад Прокофьева в гармоническом преломлении

Страница 1

прокофьев музыка ладовый тональный

Наряду с горизонтальной вариантностью ступеней, можно наблюдать явления вертикальной вариантности:

пример 14. Каданс «Монтекки и Капулетти»:

2011-07-11_090155.gif

Из примера мы видим, чтои здесь также проявляется равноправие альтерированных ступеней по отношению к основным. Это обусловлено тем, что в 12-ступенном диатоническом ладе можно построить аккорд на каждой из 12 ступеней лада, и это могут быть самые различные аккорды: трезвучия, септаккорды, нонаккорды в пределах одной тональности.

Последования таких аккордов звучат свежо и нешаблонно именно из-за своего диатонического сопоставления с тоникой. Всё это равноправные аккорды единого лада. Это очевидно в следующих примерах:

пример 15.

2011-07-11_090220.gif

Как и интонационные обороты мелодии, так и гармонический язык впитывает в себя закономерности прокофьевского лада. Часто употребляются композитором аккорды, построенные на IV –высокой ступени лада, которая играет большую роль в музыке Прокофьева. Можно наблюдать присутствие IV-высокой ступени в аккордах, построенных на VII –высокой.

Интересный эффект достигается в последовании: минорная тоника- мажорный аккорд на VII-высокой ступени:

пример16.

2011-07-11_090250.gif

Часто встречаются и терцовые соотношения аккордов, вызываемые ладовой вариантностью III –ступени лада:

пример 17.

2011-07-11_090312.gif

Излюбленный Прокофьевым минорный аккорд на VI-низкой:

пример 18.

2011-07-11_090335.gif

Но особенно значительна в прокофьевской гармонии роль II-й и VII-й низких ступеней, которые встречаются в кадансах:

пример 19.

2011-07-11_090410.gif

Интересно проследить функциональную структуру какого-нибудь периода. Она значительно усложняется введением аккордов, построенных на «недиатонических» ступенях лада, о чём говорилось выше. На первый взгляд действительно может создаться впечатление, что прокофьевский период состоит из своеобразных «микроотклонений» в далёкие тональности, как и трактуют подобные явления многие теоретики. Конечно, если к этому вопросу подойти с точки зрения 7-ступенного диатонического лада. Но в 12-ступенном ладу, где аккорды, построенные на альтерированных ступенях лада, равноценны аккордам на диатонических ступенях, это теряет свой смысл. М.Скорик приводит к такому утверждению следующий пример: «последование таких аккордов, как III –я низкая – IV-я высокая – I-я ступень в заключительном кадансе из «Смерти Джульетты», принципиально ничем не отличается от последований IV-V-I и им подобных. И считать такие последования аккордов отклонениями представляется абсурдным. Очевидно, при анализе этих явлений в гарсонии следует говорить не о тональностях, а об аккордах той или иной ступени» ( 3. с.81).

Подобная централизация аккордовых функций значительно облегчает и проясняет анализ гармонической структуры периода.

У Прокофьева возрастает формообразующая роль гармонии. Чёткое последование от тоники до тоники, в котором появляются аккорды различных 12- ступеней диатонического лада, ясно и точно определяет границы формы и создаёт прочную конструкцию. В этом также проявилось своеобразное новаторство Прокофьева – возрождение на новом, высшем уровне старых классических структур. Именно своей стройностью и завершённостью прокофьевская форма выгодно отличается от формы неоромантиков. Вот пример последования от тоники к тонике в начальном предложении «Мелодии» N5 для скрипки:

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Четвертая и Пятая недели поста
В богослужении 4-го воскресенья Великого поста Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, жившего в VI в. у горы Синай. Ему принадлежит книга "Лествица рая", в которой путь монаха-подвижника сравнивается с восхождением по ступеням неб ...

Симфоническое творчество Скрябина. "Божественная поэма"
Под влиянием новых идей ощутимо расширяется стилевой диапазон скрябинских произведений. Шопеновские влияния уступают место листовским и вагнеровским. О Листе кроме приема трансформации лирических тем напоминают дух бунтарства и сфера демонических образов, о Вагнере - героический склад музыки и уни ...

Аккорды DD внутри построения
Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается S, то вне каданса, в середине построений она вводится преимущественно после тонической гармонии, изредка D или D6. Аккорды DD, применяемые внутри построений ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru