Лад Прокофьева в гармоническом преломлении

Информация » Хроматическая тональность С. Прокофьева » Лад Прокофьева в гармоническом преломлении

Страница 1

прокофьев музыка ладовый тональный

Наряду с горизонтальной вариантностью ступеней, можно наблюдать явления вертикальной вариантности:

пример 14. Каданс «Монтекки и Капулетти»:

2011-07-11_090155.gif

Из примера мы видим, чтои здесь также проявляется равноправие альтерированных ступеней по отношению к основным. Это обусловлено тем, что в 12-ступенном диатоническом ладе можно построить аккорд на каждой из 12 ступеней лада, и это могут быть самые различные аккорды: трезвучия, септаккорды, нонаккорды в пределах одной тональности.

Последования таких аккордов звучат свежо и нешаблонно именно из-за своего диатонического сопоставления с тоникой. Всё это равноправные аккорды единого лада. Это очевидно в следующих примерах:

пример 15.

2011-07-11_090220.gif

Как и интонационные обороты мелодии, так и гармонический язык впитывает в себя закономерности прокофьевского лада. Часто употребляются композитором аккорды, построенные на IV –высокой ступени лада, которая играет большую роль в музыке Прокофьева. Можно наблюдать присутствие IV-высокой ступени в аккордах, построенных на VII –высокой.

Интересный эффект достигается в последовании: минорная тоника- мажорный аккорд на VII-высокой ступени:

пример16.

2011-07-11_090250.gif

Часто встречаются и терцовые соотношения аккордов, вызываемые ладовой вариантностью III –ступени лада:

пример 17.

2011-07-11_090312.gif

Излюбленный Прокофьевым минорный аккорд на VI-низкой:

пример 18.

2011-07-11_090335.gif

Но особенно значительна в прокофьевской гармонии роль II-й и VII-й низких ступеней, которые встречаются в кадансах:

пример 19.

2011-07-11_090410.gif

Интересно проследить функциональную структуру какого-нибудь периода. Она значительно усложняется введением аккордов, построенных на «недиатонических» ступенях лада, о чём говорилось выше. На первый взгляд действительно может создаться впечатление, что прокофьевский период состоит из своеобразных «микроотклонений» в далёкие тональности, как и трактуют подобные явления многие теоретики. Конечно, если к этому вопросу подойти с точки зрения 7-ступенного диатонического лада. Но в 12-ступенном ладу, где аккорды, построенные на альтерированных ступенях лада, равноценны аккордам на диатонических ступенях, это теряет свой смысл. М.Скорик приводит к такому утверждению следующий пример: «последование таких аккордов, как III –я низкая – IV-я высокая – I-я ступень в заключительном кадансе из «Смерти Джульетты», принципиально ничем не отличается от последований IV-V-I и им подобных. И считать такие последования аккордов отклонениями представляется абсурдным. Очевидно, при анализе этих явлений в гарсонии следует говорить не о тональностях, а об аккордах той или иной ступени» ( 3. с.81).

Подобная централизация аккордовых функций значительно облегчает и проясняет анализ гармонической структуры периода.

У Прокофьева возрастает формообразующая роль гармонии. Чёткое последование от тоники до тоники, в котором появляются аккорды различных 12- ступеней диатонического лада, ясно и точно определяет границы формы и создаёт прочную конструкцию. В этом также проявилось своеобразное новаторство Прокофьева – возрождение на новом, высшем уровне старых классических структур. Именно своей стройностью и завершённостью прокофьевская форма выгодно отличается от формы неоромантиков. Вот пример последования от тоники к тонике в начальном предложении «Мелодии» N5 для скрипки:

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Творческо-управленческий блок
Авторы и артисты-исполнители. В понятие артисты-исполнители, помимо самих артистов входят еще люди причастные к созданию их образа, т.е. хореографы, постановщики шоу, сессионные музыканты, имиджмейкеры и др. Музыкальные издательства. Это организации управляющие правами авторов музыкального мате ...

Художественное наследие Мендельсона
Среди обширного и разнообразного наследия Мендельсона центральное место принадлежит его «Песням без слов» для фортепиано. Их значение в творчестве Мендельсона сопоставимо со значением романса в музыке Шуберта. Мендельсон обращался к этому жанру на протяжении почти всей своей творческой жизни. Зак ...

Что такое либреттология?
Либреттология — наука о словесном компоненте музыкального произведения[2][2] . Основной термин этой дисциплины — либретто — трактуется расширительно. Либретто (итал.: книжечка) традиционно принято понимать как текст оперы, оперетты или сценарий балета. Реже обозначают этим термином текст оратории ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru