пример 20.
Гармония в данном музыкальном отрывке основывается на простейших аккордах терцовой структуры – трезвучиях, которые не являются представителями разных тональностей.
Обычно аккорды прокофьевской гармонии основываются на простых фонических структурах – трезвучиях. Можно встретить и усложнённые аккорды – разные виды септаккордов, нонаккордов, и аккорды, не имеющие терцовой структуры. В этих случаях многие теоретики заходят в тупик, стараясь для каждого аккорда найти ближайшую «диатоническую» тональность, а более сложные аккорды объясняют присутствием двух, а иногда и трёх тональностей. Очевидно, что в таких случаях мы находим употребление всех 12 ступеней лада в горизонтально вертикальной плоскости:
пример 21.
Есть такие примеры, где аккорды обрастают в мелодии своим «диатоническим» заполнением, звуками, которые образуют 7-ступенный звукоряд данного аккорда.
В отрывке «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» звучит ре-бемоль мажорная гамма, представляющая собой 7-ступенно-диатоническое заполнение мажорного аккорда II-й низкой ступени тональности ДО:
пример 22.
Конечно, модуляции и отклонения присутствуют у Прокофьева в некоторых произведениях , а в условиях 12-ступенной диатоники он делает это также легко и свободно в далёкие тональности, как и свободно использует аккорды 12-ступенного лада.
Обращает на себя внимание предпочтение, отдаваемое Прокофьевым своим излюбленным тональностям, аналогичным излюбленным аккордам тех или иных ступеней. Это определяет не только выбор тональности для отклонения или модуляции, но и обрисовывает специфическую логику его тонального мышления: тональные планы крупных форм, типы соотношений между частями, разделами.
Возьмём к примеру, и проанализируем тональные соотношения между частями кантаты «Александр Невский» и той «эмоциональной нагрузкой», которую несут эти ступени.
1-я часть –до минор,
2-я часть – си-бемоль мажор,
3-я часть – до-диез минор,
4 часть – до минор-ми-бемоль мажор,
5 часть – до минор-до-диез минор-си-бемоль мажор- ре-бемоль мажор,
6 часть- до минор,
7часть – си-бемоль мажор.
Тональность до минор связана с образами страданий русского народа: «Русь под монгольским игом» - 1 часть, «Мёртвое поле» - 6 часть.
Тональность до-диез минор – II-низкая – с образом захватчиков-крестоносцев: «Крестоносцы во Пскове» - 2-я часть, «Ледовое побоище» - 5 часть.
Тональность си-бемоль мажор – VII-низкая – с образом русского народа-победителя: «Песня об Александре Невском» - 2 часть, «Въезд Александра во Псков» - 7 часть.
Удивительно в этом произведении прокофьевское «слышание» тональностей, прямо исходящее из ладовых особенностей русского фольклора.
Многочисленные примеры доказывают, что гармонический стиль Прокофьева во многом определяется особенностями ладового мышления, что без точного и всестороннего анализа ладовых структур его музыки невозможен глубокий и полный анализ его гармонии.
Какими путями шёл Прокофьев, создавая свои произведения, какими приёмами выразительности он пользовался – освещено в трудах многих теоретиков. И какое бы определение они не дали бы его ладовой системе, на первом плане главное – мысли, чувства композитора, его стиль и мастерство, завоевавшие вершины мирового музыкального искусства.
Информация о музыке:
Творческие задания
На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или различные переклички ("Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.). ...
Badfinger
Average white band
Несмотря на свое происхождение (Шотландия) "Average white band" достигли успеха, играя несвойственный для этой страны соул и фанк, характерные скорее для чернокожих музыкантов с берегов Миссисипи. В оригинальный состав "Средней белой банды" вошли опытные джаз ...
Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ
«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».
Г. Г. Нейгауз
Наша фортепианная педагогика призвана развивать в ребёнке любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку. Этому как нельзя больше содействует изучение л ...