Лад Прокофьева в гармоническом преломлении

Информация » Хроматическая тональность С. Прокофьева » Лад Прокофьева в гармоническом преломлении

Страница 2

пример 20.

2011-07-11_090444.gif

Гармония в данном музыкальном отрывке основывается на простейших аккордах терцовой структуры – трезвучиях, которые не являются представителями разных тональностей.

Обычно аккорды прокофьевской гармонии основываются на простых фонических структурах – трезвучиях. Можно встретить и усложнённые аккорды – разные виды септаккордов, нонаккордов, и аккорды, не имеющие терцовой структуры. В этих случаях многие теоретики заходят в тупик, стараясь для каждого аккорда найти ближайшую «диатоническую» тональность, а более сложные аккорды объясняют присутствием двух, а иногда и трёх тональностей. Очевидно, что в таких случаях мы находим употребление всех 12 ступеней лада в горизонтально вертикальной плоскости:

пример 21.

2011-07-11_090534.gif

Есть такие примеры, где аккорды обрастают в мелодии своим «диатоническим» заполнением, звуками, которые образуют 7-ступенный звукоряд данного аккорда.

В отрывке «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» звучит ре-бемоль мажорная гамма, представляющая собой 7-ступенно-диатоническое заполнение мажорного аккорда II-й низкой ступени тональности ДО:

пример 22.

2011-07-11_090557.gif

Конечно, модуляции и отклонения присутствуют у Прокофьева в некоторых произведениях , а в условиях 12-ступенной диатоники он делает это также легко и свободно в далёкие тональности, как и свободно использует аккорды 12-ступенного лада.

Обращает на себя внимание предпочтение, отдаваемое Прокофьевым своим излюбленным тональностям, аналогичным излюбленным аккордам тех или иных ступеней. Это определяет не только выбор тональности для отклонения или модуляции, но и обрисовывает специфическую логику его тонального мышления: тональные планы крупных форм, типы соотношений между частями, разделами.

Возьмём к примеру, и проанализируем тональные соотношения между частями кантаты «Александр Невский» и той «эмоциональной нагрузкой», которую несут эти ступени.

1-я часть –до минор,

2-я часть – си-бемоль мажор,

3-я часть – до-диез минор,

4 часть – до минор-ми-бемоль мажор,

5 часть – до минор-до-диез минор-си-бемоль мажор- ре-бемоль мажор,

6 часть- до минор,

7часть – си-бемоль мажор.

Тональность до минор связана с образами страданий русского народа: «Русь под монгольским игом» - 1 часть, «Мёртвое поле» - 6 часть.

Тональность до-диез минор – II-низкая – с образом захватчиков-крестоносцев: «Крестоносцы во Пскове» - 2-я часть, «Ледовое побоище» - 5 часть.

Тональность си-бемоль мажор – VII-низкая – с образом русского народа-победителя: «Песня об Александре Невском» - 2 часть, «Въезд Александра во Псков» - 7 часть.

Удивительно в этом произведении прокофьевское «слышание» тональностей, прямо исходящее из ладовых особенностей русского фольклора.

Многочисленные примеры доказывают, что гармонический стиль Прокофьева во многом определяется особенностями ладового мышления, что без точного и всестороннего анализа ладовых структур его музыки невозможен глубокий и полный анализ его гармонии.

Какими путями шёл Прокофьев, создавая свои произведения, какими приёмами выразительности он пользовался – освещено в трудах многих теоретиков. И какое бы определение они не дали бы его ладовой системе, на первом плане главное – мысли, чувства композитора, его стиль и мастерство, завоевавшие вершины мирового музыкального искусства.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Творческие задания
На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или различные переклички ("Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.). ...

Badfinger
Average white band Несмотря на свое происхождение (Шотландия) "Average white band" достигли успеха, играя несвойственный для этой страны соул и фанк, характерные скорее для чернокожих музыкантов с берегов Миссисипи. В оригинальный состав "Средней белой банды" вошли опытные джаз ...

Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ
«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста». Г. Г. Нейгауз Наша фортепианная педагогика призвана развивать в ребёнке любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку. Этому как нельзя больше содействует изучение л ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru