Хроматическая тональность С. Прокофьева

Информация » Хроматическая тональность С. Прокофьева

Вдохновенная, солнечная, полная бьющей через край жизненной энергии музыка Прокофьева стала достоянием истории.

О его ранних произведениях Николай Мясковский писал: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью. С каким наслаждением и вместе с тем удивлением наталкиваешься на это яркое и здоровое явление в ворохах современной изнеженности и анемичности!»

Современники порой не понимали жестокость прокофьевских звукосочетаний, опрокидывавших привычные представления об аккорде как о гармоническом согласии тонов. Диссонанс представал в его музыке в предельно обнаженной форме. Мелодика с широчайшим регистровым диапазоном, резкими скачками — все воспринималось как смелое крушение основ академизма в искусстве.

Однако за жесткими, порой гротесковыми образами музыки композитора, например в «Сарказмах», скрываются тщательно запрятанные чувства, своего рода ностальгия по безвозвратно утраченному.

При всех новациях Прокофьев сохранил верность устойчивой тональности, четкой классической форме, а в ритме — организующей роли регулярной пульсации тактового размера, дав повод к упрекам в консерватизме со стороны убежденных приверженцев авангарда. Парадоксальная структура прокофьевского музыкального мира за «внешностью антиромантика», «бунтаря» скрывает цельную личность, стремившуюся к гармоничному единству современного и традиционного.

Важнейшим фактором его новаторства в искусстве стала во многом эпоха, в которой он начинал свой творческий путь: эпоха революций, общего стремления к новой, лучшей жизни. Это сказалось на формировании его музыкального стиля.

Огромной является роль, которую сыграл Прокофьев в музыке нашего поколения. Возвышенный певец жизни, солнца и молодости, он дал людям тревожного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто не хватает. Отдав дань разнообразным художественным течениям, характерным для искусства переходной эпохи, увлечению классицизмом ХVІІІ века, эксцентрикой, гротеском, повышенной экспрессивностью, Прокофьев сумел сохранить свою индивидуальность, произвести свой особенный новаторский стиль. Прокофьев замечательно ощущал «интонационное содержание» своей эпохи и в этом «слышании времени» он значительно обгонял своих современников.

С первых шагов композиторской деятельности он заковывал к себе внимание самобытностью таланта, смелым новаторством, темпераментом и плодотворным устремлением, “рубиться впереди всех”.

Гуманизм, любовь к жизни и миру, пронизывающие творчество Прокофьева, отражаются во всём: на выборе тем и форм, характере музыкального стиля в целом.

Вопросы стиля, особенностей музыкального языка С.С.Прокофьева интересовали многих музыковедов, которые высказывали разные точки зрения. Но все они выделяют ряд общих принципов особенностей музыки Прокофьева - проявление «энергетики», «ощущение жизненного нерва», которое достигается ритмической остротой, преобладанием быстрых темпов, контрастными гармониями.

Свои концепции относительно новой гармонии С.Прокофьева выдвигали Н.Запорожец, С.Слонимский, Ю.Холопов, М.Скорик. Они пытались обнаружить причины, вызвавшие необычные ладо-гармонические явления, так отличающиеся от классики прошлого, и пришли к мысли о сложно-ладовой

гармонии Прокофьева, о ладовой многосоставности

тональности в его произведениях (Слонимский), о полиладовости

при наличии единого тонального центра (Холопов), которая является следствием хроматической тональной системы. Холопов поясняет, что прокофьевская хроматика полидиатоническая

, в основе её – диатоника. М. Скорик говорит о 12-ступенном диатоническом ладе

музыки Прокофьева.

В целом, главная черта его творчества - переосмысление принципа ладовой организации звуков при сохранении чёткого ощущения тональности, обогащённой и способной служить воплощению самых современных мыслей. Такое понимание лада получило определение – «Ладовая система Прокофьева». В чём её сущность?

Информация о музыке:

Монастырские распевы
Монастырские распевы появлялись в каждом крупном монастырском центре, первым из которых в Киевской Руси была Киево-Печерская Лавра. Славились также распевы других старых русских монастырей - Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни. Все эти распевы полностью сф ...

Лад. Определение, общая характеристика
Понятие лада является одним из ключевых в теории музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (определение "лад" совпадает в этом значении с понятием "гармония". Всякое музыкальное произведение независимо от своего конкре ...

Карл Мария фон Вебер. Забытые симфонии
Когда в 1812 году издательство "Андрэ" выпустило в свет голоса симфоний Карла Марии фон Вебера, это «ничем не выдающееся» событие почтили вниманием лишь немногие. Совсем иначе сложились обстоятельства 150 лет спустя, когда стараниями Фрица Озера и Ханца-Хуберта Шёнцелера были напечатаны ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru