Хроматическая тональность С. Прокофьева

Информация » Хроматическая тональность С. Прокофьева

Вдохновенная, солнечная, полная бьющей через край жизненной энергии музыка Прокофьева стала достоянием истории.

О его ранних произведениях Николай Мясковский писал: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью. С каким наслаждением и вместе с тем удивлением наталкиваешься на это яркое и здоровое явление в ворохах современной изнеженности и анемичности!»

Современники порой не понимали жестокость прокофьевских звукосочетаний, опрокидывавших привычные представления об аккорде как о гармоническом согласии тонов. Диссонанс представал в его музыке в предельно обнаженной форме. Мелодика с широчайшим регистровым диапазоном, резкими скачками — все воспринималось как смелое крушение основ академизма в искусстве.

Однако за жесткими, порой гротесковыми образами музыки композитора, например в «Сарказмах», скрываются тщательно запрятанные чувства, своего рода ностальгия по безвозвратно утраченному.

При всех новациях Прокофьев сохранил верность устойчивой тональности, четкой классической форме, а в ритме — организующей роли регулярной пульсации тактового размера, дав повод к упрекам в консерватизме со стороны убежденных приверженцев авангарда. Парадоксальная структура прокофьевского музыкального мира за «внешностью антиромантика», «бунтаря» скрывает цельную личность, стремившуюся к гармоничному единству современного и традиционного.

Важнейшим фактором его новаторства в искусстве стала во многом эпоха, в которой он начинал свой творческий путь: эпоха революций, общего стремления к новой, лучшей жизни. Это сказалось на формировании его музыкального стиля.

Огромной является роль, которую сыграл Прокофьев в музыке нашего поколения. Возвышенный певец жизни, солнца и молодости, он дал людям тревожного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто не хватает. Отдав дань разнообразным художественным течениям, характерным для искусства переходной эпохи, увлечению классицизмом ХVІІІ века, эксцентрикой, гротеском, повышенной экспрессивностью, Прокофьев сумел сохранить свою индивидуальность, произвести свой особенный новаторский стиль. Прокофьев замечательно ощущал «интонационное содержание» своей эпохи и в этом «слышании времени» он значительно обгонял своих современников.

С первых шагов композиторской деятельности он заковывал к себе внимание самобытностью таланта, смелым новаторством, темпераментом и плодотворным устремлением, “рубиться впереди всех”.

Гуманизм, любовь к жизни и миру, пронизывающие творчество Прокофьева, отражаются во всём: на выборе тем и форм, характере музыкального стиля в целом.

Вопросы стиля, особенностей музыкального языка С.С.Прокофьева интересовали многих музыковедов, которые высказывали разные точки зрения. Но все они выделяют ряд общих принципов особенностей музыки Прокофьева - проявление «энергетики», «ощущение жизненного нерва», которое достигается ритмической остротой, преобладанием быстрых темпов, контрастными гармониями.

Свои концепции относительно новой гармонии С.Прокофьева выдвигали Н.Запорожец, С.Слонимский, Ю.Холопов, М.Скорик. Они пытались обнаружить причины, вызвавшие необычные ладо-гармонические явления, так отличающиеся от классики прошлого, и пришли к мысли о сложно-ладовой

гармонии Прокофьева, о ладовой многосоставности

тональности в его произведениях (Слонимский), о полиладовости

при наличии единого тонального центра (Холопов), которая является следствием хроматической тональной системы. Холопов поясняет, что прокофьевская хроматика полидиатоническая

, в основе её – диатоника. М. Скорик говорит о 12-ступенном диатоническом ладе

музыки Прокофьева.

В целом, главная черта его творчества - переосмысление принципа ладовой организации звуков при сохранении чёткого ощущения тональности, обогащённой и способной служить воплощению самых современных мыслей. Такое понимание лада получило определение – «Ладовая система Прокофьева». В чём её сущность?

Информация о музыке:

Требование равномерной темперации
Это условие определилось в 17-18 веках, в процессе поиска системы настройки музыкальных инструментов с фиксированным строем, которая обеспечивала бы сохранение звуковысотных настроечных отношений между 12 музыкальными ступенями в любой тональной системе, то есть свободу модуляции и транспонирования ...

АМСТ в «советский» и современный периоды развития
Юлий Ким (известный автор-исполнитель), писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у ко ...

Развитие технческих и музыкальных аспектов при пении
вокальный певческий голос мазетти Ученики у Мазетти начинали с простейших упражнений: сперва на одной ноте, потом шли секунды, терции и т. д. Очень любил он пассажи и октавы. Особенно следил maestro за правильным переносом звука сверху вниз в октавах. Portamento вниз надо было исполнять так, чтобы ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru