Лад Прокофьева в интонационно-мелодическом преломлении

Информация » Хроматическая тональность С. Прокофьева » Лад Прокофьева в интонационно-мелодическом преломлении

Страница 1

Процесс образования нового лада у Прокофьева можно трактовать, с одной стороны, как процесс диатонизации хроматики, а с другой, - как процесс синтезирования в едином комплексе различных наклонений 7-ступенчатой диатоники. И, действительно, если провести анализ мелодики

произведений Прокофьева, то можно заметить обороты характерные для народных диатонических ладов. В их употреблении Прокофьев стремится подчеркнуть ступени, характеризующие окраску данного лада (характерные ступени), что вносит своеобразную прелесть новизны звучания. Часто использует композитор натуральный минор, который придаёт музыке русский колорит и новизну.

пример 5.

В этом примере после типичного для русского распева показа основных опорных ступеней лада происходит взлёт к натуральной септиме лада, задерживающей движение мелодии, как опорный звук. Опевание тоники VII натуральной ступенью минора очень типично для мелодических оборотов Прокофьева, которые очень приближаются к народнопесенным интонациям:

пример 6.

Звук VII низкой можно встретить в мажорном наклонении – в миксолидийском мажоре (ПРИМЕР 5).

Трудно найти пьесу, которая у Прокофьева была бы от начала до конца написана в каком-то одном ладу. Как правило, преобладают натуральный мажор или минор, но есть примеры, где главенствующую роль играет иной 7-ступенный лад.

Во многих произведениях и темах Прокофьева можно встретить лады с повышенной IVступенью. Вот пример темы с яркой лидийской окраской:

пример 7

IV-высокая очень часто встречается в миноре:

пример 8.

Обороты дорийского лада встречаются в «Гавоте» из балета «Золушка»:

пример 9.

Обороты фригийского звучат в среднем разделе сонаты №1 для скрипки:

пример 10.

В фригийском ладу написана побочная тема 1 части Второй симфонии:

пример 11.

Одной из особенностью прокофьевской интонации является равноправное существование в одном ладу двух форм одной ступени, альтерированной и неальтерированной, что даёт эффект полиладовости.

Это явление вариантности ступеней в горизонтали отмечалось Ю.Холоповым в «ладовых разбегах»:

Как видно из примеров, направление движения мелодии связывается с его определённой ладовой окраской. Такая вариантность ступеней не является порождением модуляции или отклонения, а принадлежит единому ладу с единой тоникой.

Особенно ярко проявляется понимание Прокофьевым ладовой вариантности по отношению к III ступени, которую Н.Запорожец называет «приёмом игры мажоро-минорной терции». М.Скорик считает, что у Прокофьева это нельзя назвать только «игрой светотени», подобное явление стало для него способом ладового мышления при воплощении самых различных музыкальных образов.

пример 12.

Можно заметить, что композитор оперирует здесь двумя равноправными терциями и отнюдь не «подкрашивает» основной терцовый тон. Иначе говоря, это не «раскрашивание» мысли, а выражение самой мысли, подобно тому, как это трактуется в простейших мелодиях фольклора.

Вариантность IV ступени предстаёт как сплав натурального и лидийского мажора, что придаёт особую «просветлённость» звучания:

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

История гитары - доклассический период
По мнению ряда исследователей прототипами гитары являются древнейшие музыкальные инструменты: ассиро-вавилонская кефара и египетская кифара. Корни этих инструментов уходят ещё в первобытный строй, когда люди научились использовать в борьбе за существование лук. Первобытные охотники не могли не заме ...

История возникновения и развития АМСТ
Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е. стихотворного текста, положенного на музыку), и исполн ...

О резонаторах - плохих и хороших, грудных и головных
"Когда в вокальной педагогике говорят о резонансе, то обычно в эти слова вкладывают только положительный смысл. Однако к явлению резонанса надо подходить диалектически" (1, стр.24). Оказывается, "что речь и пение возможны только потому, что природа наделила нас плохими резонаторами, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru