Процесс образования нового лада у Прокофьева можно трактовать, с одной стороны, как процесс диатонизации хроматики, а с другой, - как процесс синтезирования в едином комплексе различных наклонений 7-ступенчатой диатоники. И, действительно, если провести анализ мелодики
произведений Прокофьева, то можно заметить обороты характерные для народных диатонических ладов. В их употреблении Прокофьев стремится подчеркнуть ступени, характеризующие окраску данного лада (характерные ступени), что вносит своеобразную прелесть новизны звучания. Часто использует композитор натуральный минор, который придаёт музыке русский колорит и новизну.
пример 5.
В этом примере после типичного для русского распева показа основных опорных ступеней лада происходит взлёт к натуральной септиме лада, задерживающей движение мелодии, как опорный звук. Опевание тоники VII натуральной ступенью минора очень типично для мелодических оборотов Прокофьева, которые очень приближаются к народнопесенным интонациям:
пример 6.
Звук VII низкой можно встретить в мажорном наклонении – в миксолидийском мажоре (ПРИМЕР 5).
Трудно найти пьесу, которая у Прокофьева была бы от начала до конца написана в каком-то одном ладу. Как правило, преобладают натуральный мажор или минор, но есть примеры, где главенствующую роль играет иной 7-ступенный лад.
Во многих произведениях и темах Прокофьева можно встретить лады с повышенной IVступенью. Вот пример темы с яркой лидийской окраской:
пример 7
IV-высокая очень часто встречается в миноре:
пример 8.
Обороты дорийского лада встречаются в «Гавоте» из балета «Золушка»:
пример 9.
Обороты фригийского звучат в среднем разделе сонаты №1 для скрипки:
пример 10.
В фригийском ладу написана побочная тема 1 части Второй симфонии:
пример 11.
Одной из особенностью прокофьевской интонации является равноправное существование в одном ладу двух форм одной ступени, альтерированной и неальтерированной, что даёт эффект полиладовости.
Это явление вариантности ступеней в горизонтали отмечалось Ю.Холоповым в «ладовых разбегах»:
Как видно из примеров, направление движения мелодии связывается с его определённой ладовой окраской. Такая вариантность ступеней не является порождением модуляции или отклонения, а принадлежит единому ладу с единой тоникой.
Особенно ярко проявляется понимание Прокофьевым ладовой вариантности по отношению к III ступени, которую Н.Запорожец называет «приёмом игры мажоро-минорной терции». М.Скорик считает, что у Прокофьева это нельзя назвать только «игрой светотени», подобное явление стало для него способом ладового мышления при воплощении самых различных музыкальных образов.
пример 12.
Можно заметить, что композитор оперирует здесь двумя равноправными терциями и отнюдь не «подкрашивает» основной терцовый тон. Иначе говоря, это не «раскрашивание» мысли, а выражение самой мысли, подобно тому, как это трактуется в простейших мелодиях фольклора.
Вариантность IV ступени предстаёт как сплав натурального и лидийского мажора, что придаёт особую «просветлённость» звучания:
Информация о музыке:
Farmer Boys
Farmer Boys
В 1994 году пятеро немецких парней из Штутгарта основали ню-металлический проект "Farmer boys". Звали их Маттиас Сэйер (вокал), Алекс Шолп (гитара), Ральф (бас), Деннис Хаммел (клавишные) и Тилл Хартман (ударные). После недолгих репетиций на свет появилось первое демо, " ...
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич (1874/75—1956)
Cоветский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР - (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр. В 1920—22 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образова ...
В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев
Чтобы уметь владеть игрой, нужно постигать природу пальцев. Они очень различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе первый палец, в котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов. Это должно войти в привычку, когда палец под ладонью даже в жизни. На привычке ...