Ладовая система Прокофьева

Страница 1

При анализе гармонии Прокофьева с помощью традиционных методов, исходящих из понимания тональности как диатонической системы взаимосвязи звуков и созвучий, можно столкнуться с большим затруднением в определении тональной принадлежности звукорядов и аккордов. Часто звукоряды далеки от диатоники, а аккорды, даже тонические, не имеют терцовой структуры. Создаётся впечатление, что тональности меняются в каждом такте, каждом аккорде или существуют в одновременности. И даже там, где ухо слышит ясно одну тональность, теория подчас не в силах объяснить нам, в каком отношении к центральному тону находятся различные сочетания звуков в одновременности и последовательности.

пример 1.

2011-07-11_085722.gif

В этом отрывке ясно ощущается тональность фа мажор, на которую указывает и ключевой знак. Однако, какое отношение имеет размашистый мелодический ход на верхней строчки, аккорды на альтерированных ступенях к данной тональности?

Как в данном примере, так и в ряде других при гармоническом анализе возникает ряд вопросов:

Почему отклонения происходят в любые, в том числе самые далёкие и неродственные тональности.

Почему они не содержат традиционных тональных отношений – T-D?

Наряду с аккордами мажоро-минорных ступеней мы встречаем в данной тональности аккорды любых ступеней, включая тритоновую. Чем можно оправдать отсутствие разрешения альтерированных аккордов именно в ту ступень, к которой они тяготеют.

пример 2.

2011-07-11_085804.gif

Анализ прокофьевской гармонии наводит на мысль о том, что мы имеем дело не с диатоникой, а с некоей универсальной хроматической тональной системой,

которую можно представить как объединение 12 основных ступеней, причём под ступенью подразумевается главным образом звук, как основной тон аккорда. Тональность понимается здесь не как мелодическое объединение звуков, а прежде всего как объединение аккордов, построенных на каждой из 12 ступеней (определение Ю.Холопова). Общее число ступеней определяется количеством простых диатонических звуковысотных интервалов, взятых в пределах октавы.

М.Скорик предлагает свою формулировку ладовой системе Прокофьева как «12-ступенный диатонический лад», тем самым оспаривая определение Ю.Холопова, в котором по его словам «пропадает его качественная характеристика, заключающаяся именно в перерождении хроматики в диатонику».( 3.с.32)

М.Скорик в названии подчёркивает именно диатоническую природу лада Прокофьева. В чём это заключается?

Прокофьев пользуется звуками, которые в традиционной теории называются хроматическими или альтерированными, к которым принадлежат звуки, не входящие в семиступенный лад данной тональности. Он их применяет иногда так же, как и романтики в качестве проходящих, вспомогательных, как средство модуляции. Но своеобразие ладового мышления Прокофьева, по мнению М.Скорика, заключается в том, что очень часто стирается грань, отличающая альтерированную ступень лада от неальтерированной. Иногда даже невозможно отличить, какая форма данной ступени лада является основной, а какая производной, поскольку соподчиненная связь между альтерированными и основными звуками перерастает в связь, организованную по принципу равноправия.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада – вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка – вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее ра ...

Опера Мориса Равеля "Испанский час" (L'heure espagnole)
Опера Мориса Равеля "Испанский час" (L'heure espagnole) Опера в одном действии; либретто М. Франк-Ноэна. Первая постановка: Париж, 19 мая 1911 года. Главные действующие лица: Торквемада, часовщик (тенор), Концепция, его жена (сопрано), Рамиро, погонщик мулов (баритон), Гонзальв, бакалавр ...

Halford
Halford Почти двадцать лет Роб Халфорд провел в составе легендарного металлического коллектива из Бирмингема "Judas priest". Будучи еще членом "Priest" он занимался сторонней деятельностью, сотрудничая в частности с Дио, "Krokus", и "Skid row". После ухода из ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru