Ладовая система Прокофьева

Страница 1

При анализе гармонии Прокофьева с помощью традиционных методов, исходящих из понимания тональности как диатонической системы взаимосвязи звуков и созвучий, можно столкнуться с большим затруднением в определении тональной принадлежности звукорядов и аккордов. Часто звукоряды далеки от диатоники, а аккорды, даже тонические, не имеют терцовой структуры. Создаётся впечатление, что тональности меняются в каждом такте, каждом аккорде или существуют в одновременности. И даже там, где ухо слышит ясно одну тональность, теория подчас не в силах объяснить нам, в каком отношении к центральному тону находятся различные сочетания звуков в одновременности и последовательности.

пример 1.

2011-07-11_085722.gif

В этом отрывке ясно ощущается тональность фа мажор, на которую указывает и ключевой знак. Однако, какое отношение имеет размашистый мелодический ход на верхней строчки, аккорды на альтерированных ступенях к данной тональности?

Как в данном примере, так и в ряде других при гармоническом анализе возникает ряд вопросов:

Почему отклонения происходят в любые, в том числе самые далёкие и неродственные тональности.

Почему они не содержат традиционных тональных отношений – T-D?

Наряду с аккордами мажоро-минорных ступеней мы встречаем в данной тональности аккорды любых ступеней, включая тритоновую. Чем можно оправдать отсутствие разрешения альтерированных аккордов именно в ту ступень, к которой они тяготеют.

пример 2.

2011-07-11_085804.gif

Анализ прокофьевской гармонии наводит на мысль о том, что мы имеем дело не с диатоникой, а с некоей универсальной хроматической тональной системой,

которую можно представить как объединение 12 основных ступеней, причём под ступенью подразумевается главным образом звук, как основной тон аккорда. Тональность понимается здесь не как мелодическое объединение звуков, а прежде всего как объединение аккордов, построенных на каждой из 12 ступеней (определение Ю.Холопова). Общее число ступеней определяется количеством простых диатонических звуковысотных интервалов, взятых в пределах октавы.

М.Скорик предлагает свою формулировку ладовой системе Прокофьева как «12-ступенный диатонический лад», тем самым оспаривая определение Ю.Холопова, в котором по его словам «пропадает его качественная характеристика, заключающаяся именно в перерождении хроматики в диатонику».( 3.с.32)

М.Скорик в названии подчёркивает именно диатоническую природу лада Прокофьева. В чём это заключается?

Прокофьев пользуется звуками, которые в традиционной теории называются хроматическими или альтерированными, к которым принадлежат звуки, не входящие в семиступенный лад данной тональности. Он их применяет иногда так же, как и романтики в качестве проходящих, вспомогательных, как средство модуляции. Но своеобразие ладового мышления Прокофьева, по мнению М.Скорика, заключается в том, что очень часто стирается грань, отличающая альтерированную ступень лада от неальтерированной. Иногда даже невозможно отличить, какая форма данной ступени лада является основной, а какая производной, поскольку соподчиненная связь между альтерированными и основными звуками перерастает в связь, организованную по принципу равноправия.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

1849-1859 гг.
Годы швейцарского изгнания. Пишет много статей, где формулирует свою оперную реформу. Это: “Искусство и революция”, “Опера и драма”, “Художественное произведение будущего”. В 1852 году вернулся к “Кольцу Нибелунга”. Написал либретто к операм. “Кольцо Нибелунга” сочинял более 20 лет. Его философски ...

Опера Ф. Чилеа "Адриана Лекуврёр" (Adriana Lecouvreur)
Опера Ф. Чилеа "Адриана Лекуврёр" (Adriana Lecouvreur) Опера в четырех действиях; либретто композитора по пьесе Э. Скриба и Э. Легуве. Первая постановка: Милан, 1902 год. Основные действующие лица: Адриана (сопрано), Морис/Маурицио (тенор), Мишонне (баритон), Принцесса Бульонская (мецц ...

Проблема внемузыкального и этапность историко-стилевого процесса
В.Дж.Конен в статье «История, освещенная современностью» и в книге «Театр и симфония», рассматривая внемузыкальное в музыке, указала на факт регулярного чередования исторических периодов, когда попеременно превалирует то музыка, связанная с внемузыкальными компонентами (главным образом словесными) ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru