Ладовая система Прокофьева

Страница 2

При одной постоянной тонике Прокофьев пользуется характерными особенностями многих семиступенных-диатонических ладов (лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, и т.д.), совмещая их в одном расширенном ладу.

Не один лад, «распылённый» модуляциями в различных тональностях, а особенности многих ладов, совмещённые в одной тональной плоскости – таково различие ладовой организации музыки романтиков и музыки Прокофьева. Это явление М.Скорик называет ладовым синтезом диатонических наклонений, а лад Прокофьева – синтетическим ладом.

Важная особенность самостоятельных альтерированных ступеней проявляется в их отношении к тонике. Аккорды, построенные на альтерированных ступенях, концентрируются вокруг акцентируемой тоники. Тоника у Прокофьева – символ тональности, которая выполняет разносторонние функции. Интересны замечания Асафьева по этому поводу: «Форма и строение ткани, функциональное значение каждого элемента – всё подчинено идее безраздельного господства тоники, основного тона как центра движения по всем направлениям. Тоника в данном случае не является элементом только замыкающим, прекращающем движение. Нет, её роль импульсивная, она возбуждает и движет…» Сам композитор считал, что «тональная и диатоническая музыка даёт гораздо больше возможностей, чем атональная и хроматическая».

Интересные примеры кадансов, представляющие собой группировки вокруг тонального центра аккордов, построенных на альтерированных ступенях, доказывают их самостоятельность, функциональную полномочность.

пример 3.

Ни о какой модуляции или отклонении здесь речи быть не может, потому что движение к тонике и подчинение этих аккордов тонике наглядно показывает их принадлежность к совершенно определённому тональному центру. Последовательность аккордов: трезвучие III-низкой -трезвучие IV-высокой - тоника, в новом обогащённом ладу аналогична какому-нибудь обороту классики, например IV-V-I.

Именно благодаря «господству тоники» создаётся ощущение альтерированных ступеней, как самостоятельных диатонических. Таким образом, музыкальная ткань как бы раскрашивается изнутри разноцветной гаммой переливающегося многоцветного лада.

пример 4.

http://manfredina.ru/img/muzika-246.png

В приведенном примере наряду с основными трезвучиями лада, тоники и доминанты В, появляются совсем далекие трезвучия-тональности и хроматические созвучия (например, трезвучия as и а, Е и f. III низкая ступень во втором такте и другие). Однако ясное начало в В, остановка на доминанте в четвертом такте первого предложения, снова начало в В второго предложения в пятом такте и своеобразный каданс в девятом — все свидетельствует о господстве основного ладового центра В.

Это явление «эмансипации» альтерированных ступеней лада было замечено многими исследователями стиля Прокофьева. Так, Нестьев, пишет: «Внутри знакомого до мажора мы вдруг обнаруживаем столько внезапных перемещений в далёкие строи, столько свежих сопоставлений аккордов, что он предстаёт, как новая обогащённая тональность

».

Одним из тезисов самостоятельности альтерированных ступеней лада некоторые исследователи считают понятие «свободного вводотонного образования». М.Скорик же утверждает, что такое «стремление сводить к вводотональности все аккордовые образования в музыке Прокофьева представляется неверным. Вводотоновость характерна скорее для хроматической музыки, а не для своеобразной диатоники произведений Прокофьева».

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

"Весна" (La Primavera)
На редкость естественным получается разговор о "La Primavera" Антонио Вивальди после рассказа о "La Primavera" Сандро Боттичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Вот как он звучит (здесь и далее сонеты приводятся в пе ...

Симфоническое творчество Скрябина. "Божественная поэма"
Под влиянием новых идей ощутимо расширяется стилевой диапазон скрябинских произведений. Шопеновские влияния уступают место листовским и вагнеровским. О Листе кроме приема трансформации лирических тем напоминают дух бунтарства и сфера демонических образов, о Вагнере - героический склад музыки и уни ...

Гармонический язык Шумана в цикле «Карнавал»
гармония музыкальный шуман карнавал Гармонический стиль Шумана, как и всех его музыкальных современников, прочно опирается на нормы, выработанные зрелым классицизмом. Вместе с тем этот стиль в большинстве произведений обладает свежестью, нередко заметной оригинальностью. Стимулы, под влиянием кот ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru