В синтетическом ладу Прокофьева ощущение вводотонности остаётся тем же, что и в семиступенном ладу: вводные тоны тяготеют к тонике.
Если взять VII-низкую ступень лада, то эффект полутоновой вводотонности здесь совершенно отсутствует. Неудивительно, что эта форма ладовой альтерации столь любима Прокофьевым. Используя её он добивается своеобразного чувства ладово-фольклорной принадлежности музыки.
Таким образом, происхождение самостоятельности альтерированных ступеней лада в их соотношении с основными следует искать, прежде всего, в том, что Прокофьев в своём новом ладу как бы сплавляет особенности и характерные черты различных народных ладов. Этот процесс «сплавления» различных семиступенных диатонических систем, по мнению М. Скорика, привёл к возникновению 12-ступенного лада, который правильнее всего было бы назвать диатоническим.
Диатоническим потому, что соподчинённая связь между альтерированными и основными звуками перерастает в связь, организованную по принципу функционального равноправия.
Информация о музыке:
Опера У. Джордано и подлинная история Андре Шенье
Опера У. Джордано и подлинная история Андре Шенье
Опера У. Джордано "Андре Шенье" (Andrea Chenier)
Историческая драма в четырех картинах; либретто Л. Иллики.
Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 28 марта 1896 года.
Основные действующие лица: Андре Шенье (тенор), Мадле ...
Что же общего?
Из сказанного ясно, что с Глинкой и Россини произошла одна и та же история, нетипичная для других композиторов. Между ними есть общее.[xxvii][27] Но для объяснения столь явной аналогии в творческой судьбе двух композиторов, живших, как кажется, в разных художественных мирах, приходится применить н ...
"Лето" (L'Estate)
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей ...