В синтетическом ладу Прокофьева ощущение вводотонности остаётся тем же, что и в семиступенном ладу: вводные тоны тяготеют к тонике.
Если взять VII-низкую ступень лада, то эффект полутоновой вводотонности здесь совершенно отсутствует. Неудивительно, что эта форма ладовой альтерации столь любима Прокофьевым. Используя её он добивается своеобразного чувства ладово-фольклорной принадлежности музыки.
Таким образом, происхождение самостоятельности альтерированных ступеней лада в их соотношении с основными следует искать, прежде всего, в том, что Прокофьев в своём новом ладу как бы сплавляет особенности и характерные черты различных народных ладов. Этот процесс «сплавления» различных семиступенных диатонических систем, по мнению М. Скорика, привёл к возникновению 12-ступенного лада, который правильнее всего было бы назвать диатоническим.
Диатоническим потому, что соподчинённая связь между альтерированными и основными звуками перерастает в связь, организованную по принципу функционального равноправия.
Информация о музыке:
Равель в 1928 году
В этом году Равелю исполнилось пятьдесят три года. Позади недавняя гастрольная поездка в Америку - "сумасшедшее турне", как сам Равель его охарактеризовал, по Канаде и Соединенным Штатам ("Я вижу великолепные города, восхитительные пейзажи, но триумфы утомляют" - из письма к Эл ...
Диатонические лады и ладообразование в современной музыке
Диатоника (от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон, букв. - идущая по тонам) - семиступенная система, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и другие натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийск ...
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич (1874/75—1956)
Cоветский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР - (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр. В 1920—22 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образова ...