Графическое восприятие нотной записи

Информация » Обучение игре на фортепиано по ускоренной программе » Графическое восприятие нотной записи

Если вы проанализируете свое восприятие нотного текста, то поймёте, что воспринимаете нотный текст «графически», то есть вы не высчитываете, на какой линеечке находится нота, не вглядываетесь в каждую ноту, а видите, по какому принципу построено движение: гамма, арпеджио, интервалы, аккорды и т.д. Не всматриваетесь в каждую ноту аккорда, а видите расположение нот, и пальцы сами выстраивают его. Благодаря тому, что воспринимаете не отдельную ноту, а общий рисунок, вы можете схватить текст на целый такт вперёд. Такая лёгкость чтения с листа приходит с годами. Многие выпускники музыкальных школ так и не овладевают ею.

Опыт работы показал, что можно всех без исключения научить легко читать с листа. По мнению Т.И. Смирновой, нужно с первого урока учить ученика видеть не отдельную ноту, а рисунок, составленный группой нот, видеть нотный текст вперёд, анализировать его, то есть «видеть графически».

Что значит «графически видеть»? Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота; научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи (можно провести аналогию с изучением иностранного языка: им свободно владеет тот, кто, видя предмет, сразу называет его, а не проговаривает «про себя» русское название.)

Достигается такой результат следующим образом. С первого урока ученики знакомятся с записью нот сразу на десяти линейках и первой дополнительной, связующей, на которой пишется «до» первой октавы (о скрипичном и басовом ключах.

Научить графическому восприятию нотной записи помогут некоторые упражнения, которые даны в методических рекомендациях по интенсивному курсу фортепиано Т.И. Смирновой.[12]

Убедившись в том, что ученик знает клавиатуру и легко играет все ноты подряд с названием клавиш, нужно поставить новую задачу: играть номера и петь их с названием нот, отталкиваясь от знания клавиатуры.

На втором уроке требуется записать два ряда нот: первый ряд – ноты на линейках, второй – ноты между линеек.

На 4–6 уроке можно приступать к знакомству с пьесами на двух строчках в скрипичном и басовом ключах. Настало время рассказать о них поподробнее, а заодно научиться их писать.

Объём домашнего задания должен быть большим, так как ставится задача не заучить песенки, а читать с листа, и наша задача – не выучить 1–2 песенки хорошо, а сыграть как можно больше нотного текста.

Согласно данной методике, постепенно нужно усложнять задания. Использовать отрывки из различных пьес, этюдов, любой материал, который может послужить упражнением для закрепления «графического» восприятия нот, поможет научить анализировать нотный текст с этой позиции. Новый теоретический материал нужно объяснять постепенно и только в том случае если без него нельзя обойтись. Так, с названиями октав можно познакомить ученика тогда, когда эти знания понадобятся ему в практической работе. Теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются.

После того как ученик хорошо усвоил игру мелодических линий («одинарные бусы»), нужно усложнить задачу.

Дальнейшее продвижение вперёд зависит от личных успехов каждого ученика.

Информация о музыке:

Клавесинная музыка Ф.Куперена
Франсуа Куперен родился 10 ноября 1668 года в Париже в потомственной музыкальной семье церковного органиста Шарля Куперена. Способности его проявились рано, первым учителем его был отец; затем музыкальные занятия продолжались под руководством органиста Ж.Томлена. В 1685 году Франсуа куперен занял ...

Классик и/или романтик?
В случае с Глинкой перед нами всё тот же вариант творческого кризиса, из которого композитор не может выйти: «россиниевский синдром» (комплекс непреодолимой староманерности, переживаемый при утрате эстетического староверия). И подобно тому, как Россини называл себя последним классиком (будучи на с ...

Вознесенiе Господне
(в 40-й день после Пасхи) Тропарь, гласъ 4: Вознеслся еси во славh, Христе Боже нашъ, радость сотворивый ученикомъ, обhтованиемъ Святаго Духа, извhщеннымъ имъ бывшимъ благословенiемъ: яко Ты еси Сынъ Божiй, Избавитель мiра. Кондак, гласъ 6: Еже о насъ исполнивъ смотрhнiе, и яже на земли соедин ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru