Подбор по слуху и транспонирование

Согласно методическим рекомендациям Т.И. Смирновой, начинать импровизировать на инструменте ученик должен с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху. Импровизация рождается в сознании (слышим мы её внутренним слухом) и следующая задача – исполнить её на инструменте, т.е. подобрать по слуху то, что родилось и звучит внутри. Следовательно, успешно импровизировать может лишь тот ученик, который способен свободно подбирать по слуху. В системе интенсивного обучения навыки подбора по слуху и по импровизации развиваются параллельно, что и способствует их обоюдному ускоренному продвижению

Кроме обычной задачи – подбирать по слуху понравившуюся музыку, ставится перед учениками цель – учить произведения на память не пальцевой памятью, а методом подбора.

По мнению автора методики, работу по развитию звуковысотного ощущения лучше начинать на подготовительном этапе, одновременно развивая гармонический и тембровый слух, способность слышать нижний голос и партии отдельных инструментов во всей фактуре симфонического оркестра. С подготовленными учениками можно сразу приступать к подбору песен двумя руками (мелодия и бас – основные функции лада).

С самого начала обучения учащемуся необходимо давать теоретические знания по гармонии в объёме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, что он играет, из чего складывается музыка. Теоретические знания начнут постепенно расширяться и закрепляться по мере усложнения произведений, которые выстроены в тетрадях таким образом, чтобы в них многократно повторялись определённые гармонические и другие музыкальные закономерности. Особо ценно, что теория теснейшим образом связана с практической деятельностью.

Несомненно, что получение быстрых результатов в работе по подбору по слуху зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Так же несомненно, что и игнорировать работу в этом направлении с медленно продвигающимися учениками категорически нельзя. Чем меньше развит слух ученика, тем больше времени и внимания преподаватель должен уделять его развитию. Именно со слабыми учениками подбор по слуху должен стоять на приоритетном месте.

Т.И. Смирнова считает, что преподавателям нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует музыканта, обязательно должен присутствовать и социально значимый репертуар. Он состоит из произведений, которые востребованы социальным окружением учащегося.

Говоря о развитии навыков подбора по слуху, необходимо остановиться на таком методе, который позволит постоянно совершенствовать музыкальный слух. Это заучивание произведений наизусть.

Нотный репертуар должен в большей степени развивать слуховую память, чем пальцевую и зрительную.

В программе интенсивного курса есть отдельный раздел под номером IV «Подбор по слуху и транспонирование».

Именно транспонирование способствует закреплению навыка чтения с листа методом графического восприятия, развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, пальцевую и др.), совершенствует слух. Особенно ценно, что при этом активизируется гармонический и полифонический слух, осваиваются теоретические знания по гармонии в практической деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без чего невозможно перейти к сочинению и импровизации. В программе из класса в класс подробно расписано по пунктам постепенное освоение навыков подбора по слуху и транспонированию.

Информация о музыке:

Двухчастная соната: век восемнадцатый
Обычно при упоминании слова «соната» мы представляем себе сольное или ансамблевое инструментальное сочинение из трех (реже четырех) частей. Это широко распространенное представление, базирующееся главным образом на изучении огромного классико-романтического репертуара, отражено во многочисленных и ...

Проблема внемузыкального и этапность историко-стилевого процесса
В.Дж.Конен в статье «История, освещенная современностью» и в книге «Театр и симфония», рассматривая внемузыкальное в музыке, указала на факт регулярного чередования исторических периодов, когда попеременно превалирует то музыка, связанная с внемузыкальными компонентами (главным образом словесными) ...

Grip INC
Grip INC. Эта металлическая банда возможно не получила бы такой известности, не будь ее основателем виртуоз ударных Дэйв Ломбардо. Отстучав добрый десяток лет в составе "Slayer" он покинул группу по традиционным "персональным причинам". Без дела Дэйв сидеть не умел и тут же п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru