Согласно методическим рекомендациям Т.И. Смирновой, начинать импровизировать на инструменте ученик должен с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху. Импровизация рождается в сознании (слышим мы её внутренним слухом) и следующая задача – исполнить её на инструменте, т.е. подобрать по слуху то, что родилось и звучит внутри. Следовательно, успешно импровизировать может лишь тот ученик, который способен свободно подбирать по слуху. В системе интенсивного обучения навыки подбора по слуху и по импровизации развиваются параллельно, что и способствует их обоюдному ускоренному продвижению
Кроме обычной задачи – подбирать по слуху понравившуюся музыку, ставится перед учениками цель – учить произведения на память не пальцевой памятью, а методом подбора.
По мнению автора методики, работу по развитию звуковысотного ощущения лучше начинать на подготовительном этапе, одновременно развивая гармонический и тембровый слух, способность слышать нижний голос и партии отдельных инструментов во всей фактуре симфонического оркестра. С подготовленными учениками можно сразу приступать к подбору песен двумя руками (мелодия и бас – основные функции лада).
С самого начала обучения учащемуся необходимо давать теоретические знания по гармонии в объёме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал, что он играет, из чего складывается музыка. Теоретические знания начнут постепенно расширяться и закрепляться по мере усложнения произведений, которые выстроены в тетрадях таким образом, чтобы в них многократно повторялись определённые гармонические и другие музыкальные закономерности. Особо ценно, что теория теснейшим образом связана с практической деятельностью.
Несомненно, что получение быстрых результатов в работе по подбору по слуху зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Так же несомненно, что и игнорировать работу в этом направлении с медленно продвигающимися учениками категорически нельзя. Чем меньше развит слух ученика, тем больше времени и внимания преподаватель должен уделять его развитию. Именно со слабыми учениками подбор по слуху должен стоять на приоритетном месте.
Т.И. Смирнова считает, что преподавателям нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует музыканта, обязательно должен присутствовать и социально значимый репертуар. Он состоит из произведений, которые востребованы социальным окружением учащегося.
Говоря о развитии навыков подбора по слуху, необходимо остановиться на таком методе, который позволит постоянно совершенствовать музыкальный слух. Это заучивание произведений наизусть.
Нотный репертуар должен в большей степени развивать слуховую память, чем пальцевую и зрительную.
В программе интенсивного курса есть отдельный раздел под номером IV «Подбор по слуху и транспонирование».
Именно транспонирование способствует закреплению навыка чтения с листа методом графического восприятия, развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, пальцевую и др.), совершенствует слух. Особенно ценно, что при этом активизируется гармонический и полифонический слух, осваиваются теоретические знания по гармонии в практической деятельности, появляются навыки свободного владения инструментом, без чего невозможно перейти к сочинению и импровизации. В программе из класса в класс подробно расписано по пунктам постепенное освоение навыков подбора по слуху и транспонированию.
Информация о музыке:
Творческий путь
Крупнейший немецкий оперный композитор 2-й половины 19 века. Реформатор оперы. Цель его творческой жизни – создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя. Это – произведение, в котором осуществляется романтическая идея ...
Destruction
Destruction
Эта немецкая трэшевая банда была основана в 1983 году и носила тогда название "Knight of demon". Сменивший вскоре вывеску на "Destruction" коллектив включал в себя Марка Ширмера (бас, вокал), гитариста Майкла Сиффрингера и ударника Томаса Сенманна. Первой записью ...
Период свинга
На рубеже 30-х годов в джазовой музыке начали появляться элементы, ставшие впоследствии характерными для нового стиля - свинга, в период которого произошли изменения в судьбе гитары, а именно, - появление электрогитары (1931 г.). Значение этого события в истории этого инструмента трудно переоценит ...