«Исполнительским дыханием называется такое дыхание, которое в отличие от нормального, подчинено задачам звукообразования и музыкальной фразировки, и поэтому оно регулируется исполнителем целенаправленно и сознательно по периодичности и продолжительности его элементов (вдоха и выдоха), а также по силе создаваемой при этом струи воздуха».[1]
Дыхание, само по себе, настолько привычно, что происходит «автоматически». В быту человек дышит грудью, объём вдыхаемого воздуха незначителен и производится замедленно, а выдох быстротечен и пассивен. Общая площадь лёгких, если развернуть все 90 миллионов альвеол, составляет около 100 м², площадь кожных покровов человека едва достигает 2 м². Лёгкие безвольны и не обладают мышцами. Чтобы распрямиться и наполниться воздухом используются так называемые мышцы вдоха и выдоха.
ВДОХ – производится диафрагмой и наружными межрёберными мышцами грудной клетки.
ВЫДОХ – внутренними межрёберными мышцами и мышцами брюшного пресса.
Известны следующие типы нормального или бытового дыхания:
1. Грудное.
2. Брюшное или диафрагмальное.
3. Смешанное или грудобрюшное.
Исполнительская практика доказала, что совсем не безразлично каким типом дыхания владеет музыкант духовик. Самым рациональным является грудобрюшное дыхание.
При этом типе дыхания в работе принимает участие наиболее подвижная часть грудной клетки (нижние рёбра) и диафрагма. Именно ей принадлежит главенствующая роль в работе дыхательного аппарата. Вот данные, которые приводит о диафрагме в своей «методике обучения на трубе» Ю.А.Усов: «…Эта мышца одна из самых сильных в нашем организме. Вместе с дыханием она совершает около 18 колебаний в минуту, перемещаясь на 4 сантиметра вверх и вниз. Амплитуда движения в среднем составляет 8 сантиметров. В час она делает 1000 колебаний, а в 24 часа 24000. Диафрагма выполняет грандиозную работу. Как совершенный нагнетательный насос, диафрагма всей своей внушительной площадью опускается вниз при вдохе, сжимая печень, селезёнку, кишки, оживляя все портальное и брюшное кровообращение». [2]Объём вдыхаемого воздуха, а также скорость вдоха при игре на духовых инструментах находится в постоянной зависимости от диапазона необходимого звучания, интервалики, динамики и музыкальной характеристики исполняемой фразы. Если объем нормального, обыденного вдоха составляет около 500 миллилитров, то при исполнительском дыхании эта величина существенно больше и может достигать 3000-4000 миллилитров. Скорость выдоха при исполнении музыкальных пьес также зависит от требований, которые предъявляются музыканту автором и редактором произведения. Длительность выдоха, в отличие от обыденного дыхания, у музыканта духовика находится в пределах от 5 до 50 секунд. Человек в спокойном состоянии делает 16-18 дыхательных циклов в минуту. Музыкант духовик сокращает число вдохов до 3-8. Силовая нагрузка, связанная с механикой вдоха и выдоха резко отличается от нагрузок при обыденном дыхании. Если для обычного разговора давление в легких составляет 10-15 миллиграмм на см², а при исполнении профессиональным певцом вокального произведения 300, то музыкант духовик вынужден создавать в лёгких и дыхательных путях давление, превышающее речевое примерно в 30-40 раз. При этом такую величину музыкант вынужден поддерживать длительное время. Очень полно и точно процесс выдоха описан в методике Ю.Усова. Он пишет «…Грудная клетка сразу же по мере освобождения лёгких от воздуха начинает естественно сужаться под действием внутренних межреберных мышц. Диафрагма, постепенно расслабляясь, вместе с сужающимися нижними рёбрами грудной клетки возвращается в своё первоначальное положение. Медленно и равномерно сокращаются боковые, средние, верхние части живота. Главную же роль выполняет нижняя стенка живота, то есть брюшной пресс. При профессиональном выдохе он не расслабляется, а сохраняет собранность и силу. Именно он создает «опору» на весь период исполнительского выдоха. Таким образом, при правильном выдохе наряду с активным действием внутренних межрёберных мышц грудной клетки, важную роль играет брюшной пресс, действия которого позволяют сознательно управлять объёмом воздуха в лёгких и интенсивностью выдыхаемой струи…».
Информация о музыке:
Камерно-вокальное творчество Танеева
Романсы
Романсы Танеева занимают видное место в его наследии. К этому жанру композитор обращался на протяжении всего творческого пути. Однако издано всего сорок романсов, немало произведений раннего периода осталось в рукописях.
По содержанию романсы Танеева разнообразны. В некоторых из них отраз ...
Философская идея произведения
Никакое моё произведение не выразит этого
Ю. Буцко
Художественный замысел произведения заключается в противопоставлении двух звуковых миров: западного, связанного с цитированием мотивов «Muss es sein?» (и утвердительного «Es muss sein!») из IV части квартета ор. 135 Л. Бетховена, и русского, выр ...
Особенности трактовки DD, её признаки
Различные виды мажора и минора – натуральный, гармонический, мелодический – объединяются одним общим признаком: все эти лады – диатонические; их созвучия в своей совокупности подчиняются тонике непосредственно в качестве её доминанты, субдоминанты или побочных аккордов.
Художественная практика в ...