Исполнительское дыхание

Страница 2

Таким образом, весь процесс можно представить в виде логичной схемы работы дыхательного аппарата: Вдох начинается активным движением мощного «поршня» диафрагмы, и продолжается по мере необходимости напряжением наружных межрёберных мышц. Выдох производится в обратном порядке. Сначала в работу включаются внутренние межрёберные мышцы, стремящиеся вернуться в исходное положение, а затем подключается брюшной пресс.

Изучение исполнительского дыхания представляет собой довольно сложную задачу, так как вся работа дыхательного аппарата скрыта от взора наблюдателя. В конце семидесятых годов педагоги Тбилисской консерватории с помощью рентгенографии изучали работу диафрагмы во время игры «на опоре». В результате чего был сделан следующий вывод:«…после активного напряжения при вдохе, диафрагма сразу же расслабляется, обмякает, то есть не принимает участия в создании выдоха «на опоре».

В процессе вдоха, когда напряжение диафрагмы и наружных межрёберных мышц наполняет лёгкие воздухом, брюшной пресс расслаблен и не препятствует этому процессу. И наоборот, в процессе выдоха при активной работе мышц брюшного пресса и внутренних межрёберных мышц, диафрагма расслабленна.

В своей практической работе педагоги обычно ориентируются на внешние перемещения грудной клетки и стенок живота. Для контроля за дыханием ученика педагоги часто прижимают ладони рук к различным частям груди и живота. Известно, что при правильном исполнительском вдохе плечи ученика не должны подниматься. И всё же визуальное наблюдение не может быть исчерпывающим. Наиболее полное представление о движении грудной клетки и стенок живота во время профессионального дыхания при игре на духовых инструментах было получено методом пневмографии, проведённым В. Н. Апатским.

Во время эксперимента на груди, на уровне схождения нижних рёбер и на уровне средней части живота исполнителя крепились гофрированные резиновые трубки, которые соединялись с капсулами Марея. Последние в свою очередь, в зависимости от давления воздуха, опускали пишущие перья. Таким образом, на движущейся ленте кимографа вычерчивались кривые, отражавшие работу дыхания испытуемого. Исследовались простое физиологическое дыхание и профессиональное дыхание во время игры на духовых инструментах.

Пневмограммы профессионального дыхания испытуемых наглядно показали особенности, отличающие его от физиологического дыхания. Пневмограммы зафиксировали три различных типа исполнительского дыхания: брюшное, грудное и грудобрюшное.

Особенно интересными были опыты и пневмограмма, наглядно раскрывшие своеобразие выдоха при игре с опорой на брюшной пресс и выдоха без опоры на него.

Підпис: Пневмограммы исполнительского дыхания
а— выдох без опоры;	б— выдох с опорой

Как показано на представленных пневмограммах, выдох без опоры отличается непродолжительностью, большой неравномерностью, и быстрым спадом мышц грудной клетки и стенок живота (пневмограмма а). Выдох с опорой характерен тем, что протекает более медленно и равномерно (пневмограмма б).[3] Процессы вдоха и выдоха зависит от мышц, а их работа, в свою очередь, полностью зависит от процессов возбуждения и торможения, происходящих в нашей нервной системе. Поэтому в процессе «ВДОХ-ВЫДОХ-ДВОХ» существуют паузы. В эти паузы воздух рассредоточен по всей воздухоносной системе. Нам достаточно расслабить мышцы плечевого пояса и подключить в работу брюшной пресс, как воздух превратится в воздушный столб. Плотность которого обеспечивается стремлением к сокращению брюшной полости и наличием брюшного пресса, и с другой стороны давлением расслабленных мышц плечевого пояса и действиями внутренних межрёберных мышц. Работа всех этих мышц создаёт мощный поток воздуха, у которого выход есть только в инструмент. Но не всегда нам нужен такой большой напор. При исполнении спокойных, кантиленных фраз в нюансах «mp» и «p» можно использовать естественный фактор стремления внутренних межрёберных мышц занять своё исходное положение и плавно подключить мышцы брюшного пресса, которые будут поддерживать необходимый напор до конца выдоха.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

House of Lords
House of Lords В 1987 году клавишник Грег Джиуффриа добросовестно трудился в проекте имени себя самого ("Giuffria"). Его команда готовилась к записи третьего альбома, но тут пути Грега пересеклись с Джином Симмонсом. Грег представил Джину последнюю демку, и знаменитый "кисс" заи ...

Doors
Doors "Doors" были основаны в Лос-Анджелесе в 1965 году студентами Джимом Моррисоном и Рэем Манзареком. Манзарек к тому времени со своими двумя братьями уже сколотил ритм-энд-блюзовую группу "Rick And The Ravensask" и искал вокалиста и барабанщика. Он как-то услышал, как Моррисо ...

Загадочный канон Рамоса де Парехи
Загадочный канон Рамоса де Парехи С.Лебедев Историк, изучающий музыкальную культуру в ее совокупности, не может игнорировать любые свидетельства этой культуры, если такие свидетельства способны приблизить нас к адекватному восприятию музыки, что представляет настоящую проблему особенно в отношении ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru