Исполнительское дыхание

Страница 2

Таким образом, весь процесс можно представить в виде логичной схемы работы дыхательного аппарата: Вдох начинается активным движением мощного «поршня» диафрагмы, и продолжается по мере необходимости напряжением наружных межрёберных мышц. Выдох производится в обратном порядке. Сначала в работу включаются внутренние межрёберные мышцы, стремящиеся вернуться в исходное положение, а затем подключается брюшной пресс.

Изучение исполнительского дыхания представляет собой довольно сложную задачу, так как вся работа дыхательного аппарата скрыта от взора наблюдателя. В конце семидесятых годов педагоги Тбилисской консерватории с помощью рентгенографии изучали работу диафрагмы во время игры «на опоре». В результате чего был сделан следующий вывод:«…после активного напряжения при вдохе, диафрагма сразу же расслабляется, обмякает, то есть не принимает участия в создании выдоха «на опоре».

В процессе вдоха, когда напряжение диафрагмы и наружных межрёберных мышц наполняет лёгкие воздухом, брюшной пресс расслаблен и не препятствует этому процессу. И наоборот, в процессе выдоха при активной работе мышц брюшного пресса и внутренних межрёберных мышц, диафрагма расслабленна.

В своей практической работе педагоги обычно ориентируются на внешние перемещения грудной клетки и стенок живота. Для контроля за дыханием ученика педагоги часто прижимают ладони рук к различным частям груди и живота. Известно, что при правильном исполнительском вдохе плечи ученика не должны подниматься. И всё же визуальное наблюдение не может быть исчерпывающим. Наиболее полное представление о движении грудной клетки и стенок живота во время профессионального дыхания при игре на духовых инструментах было получено методом пневмографии, проведённым В. Н. Апатским.

Во время эксперимента на груди, на уровне схождения нижних рёбер и на уровне средней части живота исполнителя крепились гофрированные резиновые трубки, которые соединялись с капсулами Марея. Последние в свою очередь, в зависимости от давления воздуха, опускали пишущие перья. Таким образом, на движущейся ленте кимографа вычерчивались кривые, отражавшие работу дыхания испытуемого. Исследовались простое физиологическое дыхание и профессиональное дыхание во время игры на духовых инструментах.

Пневмограммы профессионального дыхания испытуемых наглядно показали особенности, отличающие его от физиологического дыхания. Пневмограммы зафиксировали три различных типа исполнительского дыхания: брюшное, грудное и грудобрюшное.

Особенно интересными были опыты и пневмограмма, наглядно раскрывшие своеобразие выдоха при игре с опорой на брюшной пресс и выдоха без опоры на него.

Підпис: Пневмограммы исполнительского дыхания
а— выдох без опоры;	б— выдох с опорой

Как показано на представленных пневмограммах, выдох без опоры отличается непродолжительностью, большой неравномерностью, и быстрым спадом мышц грудной клетки и стенок живота (пневмограмма а). Выдох с опорой характерен тем, что протекает более медленно и равномерно (пневмограмма б).[3] Процессы вдоха и выдоха зависит от мышц, а их работа, в свою очередь, полностью зависит от процессов возбуждения и торможения, происходящих в нашей нервной системе. Поэтому в процессе «ВДОХ-ВЫДОХ-ДВОХ» существуют паузы. В эти паузы воздух рассредоточен по всей воздухоносной системе. Нам достаточно расслабить мышцы плечевого пояса и подключить в работу брюшной пресс, как воздух превратится в воздушный столб. Плотность которого обеспечивается стремлением к сокращению брюшной полости и наличием брюшного пресса, и с другой стороны давлением расслабленных мышц плечевого пояса и действиями внутренних межрёберных мышц. Работа всех этих мышц создаёт мощный поток воздуха, у которого выход есть только в инструмент. Но не всегда нам нужен такой большой напор. При исполнении спокойных, кантиленных фраз в нюансах «mp» и «p» можно использовать естественный фактор стремления внутренних межрёберных мышц занять своё исходное положение и плавно подключить мышцы брюшного пресса, которые будут поддерживать необходимый напор до конца выдоха.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Схема-алгоритм Д. Е. Огороднова. Её возможности и толкования
Схема-алгоритм (С-А) - это прорыв в вокальной педагогике. Впервые в истории удалось привлечь к воспитанию певческого голоса зрение и кисть руки. "Постоянно совершенствуясь, она (С-А) таит в себе большие перспективы как один из путей визуализации вокальной речи или вокалографии. Запись позволяе ...

Творческий путь
Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник на ...

Опера Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata)
Опера Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata) Г. Маркези Мелодрама в трёх действиях; либретто Ф. М. Пиаве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Первая постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 6 марта 1853 года. Действующие лица: Виолетта Валери (сопрано), Флора Берв ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru