Игра на опоре дыхания

Страница 2

Ж.Б. Арбан в своей школе игры на корнет-а-пистоне и саксгорне пишет: « Первое к чему следует стремиться, это хорошая атака звука. В этом состоит отправная точка всякого хорошего исполнения…». Большое разнообразие слогов, достаточно аргументировано, приводит в своей «школе» С. Баласанян. Он пишет: «для получения хорошей атаки рекомендуется произносить следующие слоги, в зависимости от регистра: в нижнем регистре – то или ту, в среднем – та и в верхнем – ти. Для получения мягкой атаки согласную т заменяют на д, при этом первый звук извлекается с помощью слогов та или ту, а последующие с помощью да и ди. При изменении произносимой гласной (о, у, а, и) изменяется положение языка в ротовой полости, а следовательно, увеличивается или уменьшается полость рта, через которую проходит выдыхаемый воздух. Эти изменения существенно облегчают извлечение звуков нужного регистра». Ю.Усов в «Методике обучения на трубе» о работе языка пишет: «Его верхняя часть, особым образом изгибаясь и видоизменяясь, активно управляет воздушным потоком поступающим из лёгких в ротовую полость. Контроль и регулировка струи воздуха заключается в том, что исполнитель мысленно (а не буквально) произносит те или иные слоги и его язык изменяется для формирования этих фонем». [5] В этой же главе Ю.Усов знакомит нас со взглядами известного американского трубача и педагога Чарлза Колина, который (читаем у Усова), «… в пособии «Развитие подвижности губ», рассматривая положение языка при звукообразовании, отмечает, что воздушный поток должен пройти по всему языку, прежде чем он подойдёт к вибрирующему амбушюру… Необходимо, чтобы гласные слоги приняли форму конкретных потоков воздуха, получаемых от хорошо управляемого дыхания…»[6]

Подобную теорию об использовании слогов приводит Г. Орвид в статье «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе»: «Нижний регистр широко звучит с гласной а–та, средний – ту, а верхний – ти. Это он объясняет высотой собственного тона гласной».

В. Сумеркин в своей «методике обучения на тромбоне» пишет: «Наряду с функцией его как клапана язык не менее существенную роль и как орган регулирующий движение выдыхаемой струи, передавая энергию выдоха к губам музыканта…. Поэтому, сегодня можно утверждать, что язык участвует в процессе звукообразования постоянно… Кроме кончика языка в процессе звукообразования активно действует корень и целый комплекс различных мышц языка… В зависимости от регистра, не только кончик или корень языка меняют своё положение, но и весь язык занимает, то высокое аркообразное положение, ближе прижимаясь к верхнему нёбу, то наоборот, более низкое и плоское, опускаясь вниз рта .».

В. Апатский исследуя звуковой аппарат духовика методом рентгенографии «пролил свет» на невидимые участки исполнительского аппарата. Он обнаружил некоторое сужение в верхней части дыхательных путей во время исполнительского выдоха на опоре. Это сужение осуществлялось за счёт сближения корня языка с задней стенкой глотки.

Исходя из этого, можно заключить, что язык и является той «плотиной», сдерживающей и регулирующей движение воздушной струи, и которая может справиться с мощностью воздушного столба создаваемого мышцами брюшного пресса.

Но может показаться, что язык создавая опору дыхания помешает энергии воздушного потока достичь эпителия губ. Определённый звук требует определённой частоты колебаний, чем больше частота колебаний губ, передающаяся столбу воздуха в инструменте, тем выше звук. В аэродинамике существует закон реактивной компоненты, согласно которому при скоростном истечении газа относительная скорость потока значительно возрастает, если на его пути встречается препятствие. Уплотнённая струя, имеет большую скорость, а это значит, что возрастёт число колебаний самих губ и «помощь» мундштука в их удержании не потребуется.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Богослужебное пение Ветхого Завета
Богослужебное пение Ветхого Завета Богослужебное пение есть результат совпадения или соединения двух воль — Божественной и человеческой. Однако самой главной причиной, вызвавшей существование богослужебного пения на Земле, явилось дарование Богом Закона человеку. Впервые на Земле песнь Истинному ...

Лирические пьесы
“Лирические пьесы” составляют большую часть фортепи­анного творчества Грига. “Лирические пьесы” Грига про­должают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен “Музыкальными моментами” и “Экспромтами” Шуберта, “Песнями без слов” Мендельсона. Непосредствен­ность высказывания, лиризм, вы ...

Творческий путь Ф. Мендельсона
Феликс Мендельсон-Бартольди родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье крупного банкира. Внук известного философа-просветителя, сын образованных родителей, интересовавшихся искусством, Мендельсон получил разностороннее образование, редкое по широте и систематичности. Атмосфера высокой интелл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru