Игра на опоре дыхания

Страница 2

Ж.Б. Арбан в своей школе игры на корнет-а-пистоне и саксгорне пишет: « Первое к чему следует стремиться, это хорошая атака звука. В этом состоит отправная точка всякого хорошего исполнения…». Большое разнообразие слогов, достаточно аргументировано, приводит в своей «школе» С. Баласанян. Он пишет: «для получения хорошей атаки рекомендуется произносить следующие слоги, в зависимости от регистра: в нижнем регистре – то или ту, в среднем – та и в верхнем – ти. Для получения мягкой атаки согласную т заменяют на д, при этом первый звук извлекается с помощью слогов та или ту, а последующие с помощью да и ди. При изменении произносимой гласной (о, у, а, и) изменяется положение языка в ротовой полости, а следовательно, увеличивается или уменьшается полость рта, через которую проходит выдыхаемый воздух. Эти изменения существенно облегчают извлечение звуков нужного регистра». Ю.Усов в «Методике обучения на трубе» о работе языка пишет: «Его верхняя часть, особым образом изгибаясь и видоизменяясь, активно управляет воздушным потоком поступающим из лёгких в ротовую полость. Контроль и регулировка струи воздуха заключается в том, что исполнитель мысленно (а не буквально) произносит те или иные слоги и его язык изменяется для формирования этих фонем». [5] В этой же главе Ю.Усов знакомит нас со взглядами известного американского трубача и педагога Чарлза Колина, который (читаем у Усова), «… в пособии «Развитие подвижности губ», рассматривая положение языка при звукообразовании, отмечает, что воздушный поток должен пройти по всему языку, прежде чем он подойдёт к вибрирующему амбушюру… Необходимо, чтобы гласные слоги приняли форму конкретных потоков воздуха, получаемых от хорошо управляемого дыхания…»[6]

Подобную теорию об использовании слогов приводит Г. Орвид в статье «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе»: «Нижний регистр широко звучит с гласной а–та, средний – ту, а верхний – ти. Это он объясняет высотой собственного тона гласной».

В. Сумеркин в своей «методике обучения на тромбоне» пишет: «Наряду с функцией его как клапана язык не менее существенную роль и как орган регулирующий движение выдыхаемой струи, передавая энергию выдоха к губам музыканта…. Поэтому, сегодня можно утверждать, что язык участвует в процессе звукообразования постоянно… Кроме кончика языка в процессе звукообразования активно действует корень и целый комплекс различных мышц языка… В зависимости от регистра, не только кончик или корень языка меняют своё положение, но и весь язык занимает, то высокое аркообразное положение, ближе прижимаясь к верхнему нёбу, то наоборот, более низкое и плоское, опускаясь вниз рта .».

В. Апатский исследуя звуковой аппарат духовика методом рентгенографии «пролил свет» на невидимые участки исполнительского аппарата. Он обнаружил некоторое сужение в верхней части дыхательных путей во время исполнительского выдоха на опоре. Это сужение осуществлялось за счёт сближения корня языка с задней стенкой глотки.

Исходя из этого, можно заключить, что язык и является той «плотиной», сдерживающей и регулирующей движение воздушной струи, и которая может справиться с мощностью воздушного столба создаваемого мышцами брюшного пресса.

Но может показаться, что язык создавая опору дыхания помешает энергии воздушного потока достичь эпителия губ. Определённый звук требует определённой частоты колебаний, чем больше частота колебаний губ, передающаяся столбу воздуха в инструменте, тем выше звук. В аэродинамике существует закон реактивной компоненты, согласно которому при скоростном истечении газа относительная скорость потока значительно возрастает, если на его пути встречается препятствие. Уплотнённая струя, имеет большую скорость, а это значит, что возрастёт число колебаний самих губ и «помощь» мундштука в их удержании не потребуется.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Византийское пение - каким оно явилось на Руси. Периоды развития
Каким же было византийское пение, послужившее своего рода "материалом" для создания русского церковного пения? Самой общей основой восточно-христианского пения, определяющей его коренное отличие от западно-христианского, католического, является принцип хорового одноголосия без инструмен ...

Организационно правовой блок
Исполнительный продюсер. Является правой рукой генерального продюсера. Он решает вопросы управленческого, творческого и финансового характера, но окончательное решение принимает генеральный продюсер. Директор группы . Принимает участие во всех делах группы, выезжает вместе с ними на гастроли, ре ...

Сольфеджио
Итальянское слово «solfeggio» (правильнее оно читается - сольфеджо) происходит от слова solfo, что значит - ноты, музыкальные знаки, гамма. У нас так принято называть уроки, на которых занимаются развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды, поют по ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru