Психологические особенности музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Психологические особенности музыкального восприятия

Страница 2

Восприятие музыкальных звуков и, соответственно, музыкальных произведений необходимо признать как сложный механизм, начинающийся движением звуковых волн, проходящий нервы органа слуха и полушарий и заканчивающийся высшими психическими функциями.

Восприятие, являясь процессом и одновременно итогом отражения музыкального звука, содержит в себе воображение, заканчивающееся представлением. Оно, в свою очередь, является образами предметов, сцен, событий. Основными компонентами музыкального языка, способствующими формированию целостного музыкального образа, являются высота, громкость и тембр звука. В музыкальной практике очень редко приходится встречаться с одиночными звуками, поэтому обратимся к мелодии, ритму, гармонии, как элементам музыкальной речи. Различные по своей образно-выразительной задаче они дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.

Вся многовековая музыкальная практика свидетельствует о том, что в основе восприятия мелодии лежит ладовое чувство, проявляющееся в способности различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и не устойчивость, тяготение звуков друг к другу. Ладовое чувство и чувство высоты образуют нерасторжимое единство: ощущение музыкальной высоты связано не только с переживанием звуковысотного движения, оно возникает в процессе ладового восприятия мелодии, переживание же лада возможно лишь при таком восприятии звуковысотного движения, в котором высота отделена от тембра.

Анализируя психологическую природу мелодического слуха, Б.М. Теплов пришел к важному для педагогики выводу: для того, чтобы развивать мелодический слух, необходимо "работать" в первую очередь над мелодиями, а не над отдельными звуками или интервалами; недостаточно лишь слышать музыку, нужно почувствовать ее эмоционально; нельзя воспитывать у начинающего музыканта слуховые качества в отрыве от эмоциональных, музыкальный слух – это слух эмоциональный.

Ладовое чувство лежит не только в основе восприятия мелодии, но и гармонии. Однако некоторые исследователи считали, что для восприятия гармонии необходимо "чувство консонансов". Б. М. Теплов убедительно доказал, что различие консонансов-диссонансов основывается на тембровом восприятии звучаний. Различие между ощущением тембра и восприятием гармонии заключается в том, что в первом случае человек не анализирует созвучие, а во втором – выделяет его составные части, звуковысотную структуру.

Однако для восприятия гармонии важен не анализ созвучия по вертикали, а оценка ладовых функций аккорда, которая возможна лишь при сравнении, сопоставлении его в ладовом отношении с другими аккордами. Поэтому решающее значение в развитии гармонического слуха Б.М. Теплов отводил работе над полифонией: гармонический слух, по его мнению, является развитой ступенью мелодического слуха.

Таким образом, ладовое чувство является основой мелодического и гармонического слуха. Ладовое чувство Б.М. Теплов назвал перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха.

Кроме ладового чувства к музыкальным способностям Б.М. Теплов относил чувство ритма. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собой "закономерное членение временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или другом отношении раздражений, т. е. акцентов" [58, с.204]. Закономерности восприятия "музыкального времени" при всей своей специфике являются отражением общепсихологических законов восприятия времени. Согласно одному из этих законов, оценка времени связана с эмоциональной окрашенностью воспринимаемых событий.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)
Музыкальные произведения, отображая в своем содержании реальную действительность, открывают человеку возможность познавать окружающий мир и в процессе познания развиваться. О. Шпенглер, подчеркивая данный аспект, называет музыку высшей формой человеческого познания. Музыка является самым эмоциональ ...

Children of Bodom
Children of Bodom Начало истории этой финской команды из городка Еспу, исполняющей мелодичный дэт-метал, было положено в 1993 году Алекси Лайхо (вокал, гитара) и Яской Раатикайненом (ударные). Их проект, получивший тогда название "Inearthed", доукомплектовался гитаристом Алексом Куоппала, ...

Общее настроение романса
Чередование в стихотворении фраз, означающих счастье и несчастье, казалось бы, должно повлечь за собой пеструю переменчивость тона (так подсказывает опыт первоначального, поверхностного восприятия поэтического текста, в ходе которого мрачное настроение возникает только во второй строфе и достигает ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru