Психологические особенности музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Психологические особенности музыкального восприятия

Страница 2

Восприятие музыкальных звуков и, соответственно, музыкальных произведений необходимо признать как сложный механизм, начинающийся движением звуковых волн, проходящий нервы органа слуха и полушарий и заканчивающийся высшими психическими функциями.

Восприятие, являясь процессом и одновременно итогом отражения музыкального звука, содержит в себе воображение, заканчивающееся представлением. Оно, в свою очередь, является образами предметов, сцен, событий. Основными компонентами музыкального языка, способствующими формированию целостного музыкального образа, являются высота, громкость и тембр звука. В музыкальной практике очень редко приходится встречаться с одиночными звуками, поэтому обратимся к мелодии, ритму, гармонии, как элементам музыкальной речи. Различные по своей образно-выразительной задаче они дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.

Вся многовековая музыкальная практика свидетельствует о том, что в основе восприятия мелодии лежит ладовое чувство, проявляющееся в способности различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и не устойчивость, тяготение звуков друг к другу. Ладовое чувство и чувство высоты образуют нерасторжимое единство: ощущение музыкальной высоты связано не только с переживанием звуковысотного движения, оно возникает в процессе ладового восприятия мелодии, переживание же лада возможно лишь при таком восприятии звуковысотного движения, в котором высота отделена от тембра.

Анализируя психологическую природу мелодического слуха, Б.М. Теплов пришел к важному для педагогики выводу: для того, чтобы развивать мелодический слух, необходимо "работать" в первую очередь над мелодиями, а не над отдельными звуками или интервалами; недостаточно лишь слышать музыку, нужно почувствовать ее эмоционально; нельзя воспитывать у начинающего музыканта слуховые качества в отрыве от эмоциональных, музыкальный слух – это слух эмоциональный.

Ладовое чувство лежит не только в основе восприятия мелодии, но и гармонии. Однако некоторые исследователи считали, что для восприятия гармонии необходимо "чувство консонансов". Б. М. Теплов убедительно доказал, что различие консонансов-диссонансов основывается на тембровом восприятии звучаний. Различие между ощущением тембра и восприятием гармонии заключается в том, что в первом случае человек не анализирует созвучие, а во втором – выделяет его составные части, звуковысотную структуру.

Однако для восприятия гармонии важен не анализ созвучия по вертикали, а оценка ладовых функций аккорда, которая возможна лишь при сравнении, сопоставлении его в ладовом отношении с другими аккордами. Поэтому решающее значение в развитии гармонического слуха Б.М. Теплов отводил работе над полифонией: гармонический слух, по его мнению, является развитой ступенью мелодического слуха.

Таким образом, ладовое чувство является основой мелодического и гармонического слуха. Ладовое чувство Б.М. Теплов назвал перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха.

Кроме ладового чувства к музыкальным способностям Б.М. Теплов относил чувство ритма. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собой "закономерное членение временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или другом отношении раздражений, т. е. акцентов" [58, с.204]. Закономерности восприятия "музыкального времени" при всей своей специфике являются отражением общепсихологических законов восприятия времени. Согласно одному из этих законов, оценка времени связана с эмоциональной окрашенностью воспринимаемых событий.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru