Психологические особенности музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Психологические особенности музыкального восприятия

Страница 1

Педагогика как совокупность теоретических и прикладных наук тесно взаимодействует с психологией. Для музыкальной педагогики важнейшей смежной областью является психология музыкальных способностей. Начиная с фундаментального труда Б. М. Теплова "Психология музыкальных способностей", являющегося существенной частью его работы "Проблемы индивидуальных различий" [58], эту область науки приобретает устойчивый интерес не только со стороны психологов, но и музыковедов, и педагогов. Хотя Б. М. Теплов не ставил своей целью изучение музыкальных способностей в их направленности на педагогику, он неоднократно подчеркивал, что вне рассмотрения музыкально-слухового процесса как процесса восприятия объективного содержания музыки проблема способностей теряет смысл. Кроме того, он указывал на возможности развития музыкальных способностей: "Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития" [58, с.11]. Все музыкальные способности развиваются в музыкальной деятельности ребенка. "Не в том дело, – писал ученый, – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности" [58, с 15].

Всем видам музыкальной деятельности предшествует и сопутствует восприятие, являющейся важнейшей область музыкальной практики.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо, оно является первым этапом любого мыслительного процесса.

Автор фундаментального научного труда "Психология музыкального восприятия" Е. В. Назайкинский отмечает, что музыкальное восприятие соотносится с такими явлениями, процессами и видами деятельности, как слушание и слышание, сочинение и исполнение, запоминание и мысленное воспроизведение, оценка и эстетическое наслаждение, познание и эмоциональное переживание, наблюдение и созерцание, воображение и предслышание, адекватное отражение и свободная ассоциативная деятельность [37].

Эмоциональность, переживание красоты художественного образа, чувств и мыслей, побуждаемых музыкой, является основным свойством, сущностью полноценного музыкального восприятия. На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой, зарождается потребность в ней, развиваются творческие способности, воображение, возникают ассоциации и обобщения, стимулирующие эстетические эмоции.

Ядром музыкального переживания являются музыкальные интонации, способные воплотить глубокие человеческие переживания и вызвать эмоциональный отклик в сознании воспринимающего. Процесс переживания музыкальной интонации – глубоко личностный. В то же время, в процессе восприятия и переживания музыки творчески переосмысливаются и типичные, закономерные черты, характерные для интонационного словаря каждой эпохи, для конкретной социальной среды.

На начальных этапах восприятия первичным механизмом музыкального переживания является эмоциональная оценка произведения. Музыка выступает в своей гедонистической функции. Субъект ориентирован, главным образом, на ее сенсорные качества, обращенные к слуху. По мере развития операционных механизмов интонационно-образное обобщение, будучи связанным с предметно-эмоциональными, художественными ассоциациями, позволяет постичь содержание музыки, открывающееся в одной из ее главных функций – познавательной. Наконец, на самом высоком уровне развития музыкальное переживание приобретает черты "надситуативности", приобщая слушателя к музыкальному опыту человечества.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru