Психологические особенности музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Психологические особенности музыкального восприятия

Страница 3

Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что время, заполненное положительными эмоциями, кажется короче, а время, заполненное отрицательными эмоциями, длиннее. Так, режущая слух какофония или музыка, не соответствующая нашему психическому состоянию, не нравящаяся нам, вызывает обычно отрицательные эмоции – мы ждем с нетерпением окончания звучания, время тянется мучительно долго. Напротив, если музыка связана с приятными ассоциациями, воспоминаниями, чувствами, процесс музыкального переживания летит быстро, незаметно.

Эмоциональная выразительность временного хода музыкального движения составляет основу музыкального ритма. Переживание же этой выразительности является "ядром" музыкально-ритмического чувства как способности. Б.М. Теплов справедливо отметил, что в психологическом плане нецелесообразно выделять метр и ритмический рисунок, так как субъективное ритмизирование происходит и при восприятии равномерной последовательности звуков, которую одни люди превращают в вальс, другие – в марш и т.п.

Как показывают исследования российских и зарубежных психологов, восприятие ритма имеет моторную природу. Это проявляется, например, в отстукивании ногой ритмической сетки или наиболее важных в ритмическом отношении акцентов музыкального произведения, в еле заметных ударах кончиком пальца по ладони и др.

Рассмотренные выше психологические особенности музыкально-слуховой деятельности, связанные с ощущением музыкального звука, восприятием мелодии и гармонии, характеризует элементарный, первый уровень музыкального восприятия, выделенный Е. В. Назайкинским под условным названием восприятия мотивов [37, с.98]. Для осуществления музыкально-слуховой деятельности на этом уровне достаточным оказывается участие функциональных механизмов переживания, базирующихся на работе слухового анализатора.

Второй уровень музыкально-слуховой деятельности, связанный с восприятием предложений, периодов, фраз, требует участия мотивационных и операционных механизмов, опирающихся на речевой и двигательный опыт человека, музыкально-слуховые представления и более сложные формы аналитико-синтетической деятельности. Наконец, третий уровень восприятия произведения требует участия всех выделенных нами механизмов музыкального переживания: мотивационных, функциональных, операционных. Основой музыкально-слуховой деятельности на этом уровне является ассоциативно-эмоциональный опыт человека, память, эмоциональное восприятие, образное и логическое мышление.

Таким образом, гармоничное участие функциональных, операционных, мотивационных механизмов обеспечивает идентификацию целостного музыкального образа с межкультурными, исторически детерминированными музыкальными эталонами, сложившимися в художественной практике человечества.

В тесной связи с психологией проблемы развития способности музыкального восприятия решает и педагогика. Специфика музыкальности и средств музыкальной выразительности влияет на определение доступности того или иного учебного (музыкального) материала, его объема, а также эффективности методов обучения школьников.

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Развитие чувства ритма
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет коо ...

Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю
Мы ищем удобную и целесообразную аппликатуру. Удобную физически – для плавного незаторможенного движения руки – и удобную, т.е. целесообразную для выявления музыкальных событий. Эти цели не всегда совпадают. Плавность движения может разрушить мотивное строение и т.п. Почему принято повторяющиеся ...

Традиционный джаз
В диксилендах гитара или банджо несли в основном аккордово-ритмическую функцию. Так как банджоисты (и гитаристы) играли в основном в бемольных тональностях, аккомпанируя духовым инструментам, то постепенно стали оформляться «джазовые» аппликатуры аккордов, отличающиеся от классических (основанных ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru