Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Страница 2

У истоков деятельности, а, следовательно, и установки, которая руководит действием, лежат мотивы. Художественная деятельность, каковой является восприятие музыки, полимотивна по своей природе. Она отвечает потребностям познания, эмоционального переживания, выработке ценностной ориентации, развития творческих потенций, общения.

Художественные мотивы, связанные с потребностью в восприятии музыкальных явлений – это не просто сумма мотивов, а иерархическая система с определенными уровнями доминирования, в которой каждому мотиву соответствует свой "мотивационный вес", характеризующий степень вклада данного мотива в реализацию деятельности.

Часто рождение новой потребности выступает как средство актуализации исходной в рамках одной музыкальной деятельности. В процессе восприятия произведений музыкального искусства могут побуждаться, актуализироваться совершенно новые потребности – "мотивы". Они возникают через сопереживание, сочувствие как главный "механизм" воздействия искусства, вовлекая этим субъекта в новые ситуации и процессы.

Потребность в музыкальной деятельности как основа, стержневой фактор мотивации определяется в научной литературе по-разному. Так, Л. Н. Коган рассматривает художественную (музыкальную) потребность с функциональной точки зрения как "… состояние, побуждающее к восприятию ценностей искусства…" [21, с.84]. З. П. Морозова "…побуждение, вызывающее необходимость обращения… к различным видам музыкальной деятельности и опирающееся на эмоциональность…" [35,с.36]. С позиций отношений личности трактует потребность Г. С. Тарасов, отмечая, что "музыкальная потребность выступает как отношение индивида…, которое определяется качеством музыки…, объемом и силой чувств, жизненных ценностей индивида, объективируемых с помощью музыки" [56, с.52].

Если рассматривать потребность в музыкальной деятельности с точки зрения направленности личности, то эту потребность можно определить как широкую направленность активности личности в области музыки, психическое состояние, создающее предпосылку к восприятию музыкальных ценностей, но само по себе не определяющее ее характер. Только после "встречи" со своим "предметом" - музыкальным явлением, конкретным музыкальным произведением, потребность "оживает", наполняется содержанием, преобразуется в мотив деятельности. Специфической особенностью мотивов музыкальной деятельности является их функциональность, то есть направленность не на результат деятельности, а на сам процесс ее.

Личностно смысловое отношение как обобщенный мотив музыкальной деятельности включает в себя мотивы всех ее видов (в первую очередь музыкального восприятия), а потому это отношение – творческое, ценностное, познавательное, художественное, осуществляемое в деятельности общения, коммуникации. В первую очередь, это общение с автором (композитором) в процессе изучения музыкального произведения и в процессе его восприятия. Оно (общение) носит художественную направленность и определяется в литературе как "художественное общение". Потребность в информации, интерес к знаниям, творческая увлеченность любимым делом – могучие источники человеческой активности.

К субъективным факторам музыкального восприятия относятся и возрастные особенности слушателя. Каждому возрасту соответствует определенный тип ведущей деятельности. (Так, младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - характеризуется формированием у детей учебной деятельности). К наиболее характерным показателям возрастных особенностей детей младшего школьного возраста относятся моторная, сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая и эмоционально-выразительная активность. Эти показатели, проверенные психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), дают возможность педагогам творчески, с индивидуальным подходом (что особенно важно в обучении музыке) осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Возрастные психологические особенности зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых. В целом возраст младших школьников в психологическом смысле можно охарактеризовать как возраст "целеобразования" (Г.С. Тарасов).

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

О народности богослужебного пения
Церковное древнее пение имеет истоки народного певческого творчества, но, в отличие от фольклора, создавалось и развивалось не стихийно, а по определённым правилам.(1) Известно, что в раннехристианские времена за богослужением пел весь народ. Отсюда следует, что сам характер пения не мог быть сло ...

Creedence Clearwater Revival
Creedence Clearwater Revival Джон Фогерти (р. 28 мая 1945, Беркли, США, лидер-гитара, вокал), его братишка Том Фогерти (р. 9 ноября 1941, Беркли, США, у. 6 сентября 1990, Скотдейл, США, ритм-гитара, вокал), Стю Кук (р. 25 апреля 1945, Окленд, США, бас) и Дуг Клиффорд (р. 24 апреля 1945, Пало Аль ...

Опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин"
Опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин" П. Е. Вайдман Лирические сцены в трёх действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина. Первая постановка: Москва, Малый театр, 29 марта 1879 года. Официальная премьера: Москва, Большой театр, ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru