Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Страница 1

На процесс формирования определенных знаний, умений и навыков значительное влияние оказывают психологические факторы. Они классифицируются на внутренние (субъективные) и внешние (объективные). Внутренние факторы связаны с мотивацией, с установками, внешние – детерминированы особенностями самого учебного материала, условиями его познания.

Формирование и использование уже имеющихся психических свойств ребенка в процессе преподавания имеет целью улучшить учебный процесс посредством активного включения каждого из селективных психических свойств, неизмеримо важных для восприятия информации и получения знаний и навыков. Воспринимать какое-либо явление – значит, соотнести его с прошлым опытом. Но он безгранично велик. Поэтому для оперативного, целенаправленного использования его неисчерпаемых запасов должен существовать особый механизм, связывающий прошлый опыт с конкретной перцептивной деятельностью. Этот механизм носит название "установки". Это понятие, введенное психологом Д. Н. Узнадзе, характеризуется готовностью к определенной активности, зависящей от наличия потребности. В свете теории отражения установка – это психическое явление, проявление свойства личности, ее направленности. "Установка" в процессе слушания музыки - шире внимания, ибо наряду с четко контролируемыми знаниями и навыками включает неосознанные. Она в значительной степени зависит от слушательских ожиданий и от ситуации музыкального восприятия. Так, по-разному музыка воспринимается в условиях концерта или в трансляции (по радио или телевидению), в процессе индивидуального или массового (концертного) слушания, испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Установка определяется социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовленности.

Опираясь на "теорию установки" Д Н. Узнадзе, М. С. Каган утверждает, что в художественном восприятии существует множество специфических установок, которые, в рамках своей концепции, он подразделяет на художественную (гедонистическую), коммуникативную, познавательную, ценностную, творческую.

Установка в значительной степени детерминирована и эмоциональным состоянием, предшествующим акту восприятия. Она стимулируется мотивацией учащегося, его направленностью на цели, результаты процесса учения. При этом музыка, глубоко пережитая человеком, влияет на все его сознание: создавая нужное настроение. Она активизирует познавательные процессы, становится мотивом музыкальной деятельности.

Наиболее инвариантной стороной восприятия оказывается перцептивная деятельность, связанная с распознанием использованных в произведении музыкальных средств. Руководит этой деятельностью познавательная установка. Основное назначение познавательной установки состоит в опережающем подключении к восприятию тех областей музыкально-слухового опыта, которые необходимы для полного, своевременного и правильного распознания использованных средств и постижения художественного смысла.

Само музыкальное произведение – это индивидуальное, неповторимое претворение общих закономерностей. Развитие в музыкальном произведении обусловлено как уже сложившимися нормами, так и индивидуальными, своеобразными принципами, действующими только в данном произведении.

Аналогичное разделение можно наблюдать и в самой установке. Она подключает систему музыкально-языковых и жизненных интуитивных представлений, необходимых для познания и понимания музыкального произведения. Но, кроме того, в рамках экспозиции формируется представление о своеобразных принципах построения именно данного произведения.

Такое же разделение происходит и через операциональную сторону познавательной установки – через саму организацию перцептивных действий. При восприятии произведения слушатель (исполнитель) автоматически пользуется отработанными навыками распознания и понимания, отлаженными стратегиями внимания. Но ему приходится решать и эвристические задачи, используя механизмы воображения и сотворчества.

Структура познавательной установки изоморфна структуре произведения (разумеется, в условиях адекватного, воспитанного восприятия): в целостной установке мы можем выделить частные – образно-смысловые, жанровые, стилистические, композиционные, тематические, функционально-гармонические и т. д. Эта структурная организация установок позволяет не только легко ориентироваться в произведении, осмысливать и запоминать его, но и опережать течение событий. Так рождаются ожидания, тяготения, устремления, цементирующие развитие.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Времена года как тема искусства и музыки
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным фило ...

Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини (1858--1924) Итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Учился игре на органе под руководством отца Микеле Пуччини (1813—64) —органиста, дирижёра, композиторы, основателя музыкальной школы в Лукке. С 1872 занимался в Музыкальном институте имени Дж. Пачини в Лукке (классы ...

Лирические пьесы
“Лирические пьесы” составляют большую часть фортепи­анного творчества Грига. “Лирические пьесы” Грига про­должают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен “Музыкальными моментами” и “Экспромтами” Шуберта, “Песнями без слов” Мендельсона. Непосредствен­ность высказывания, лиризм, вы ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru