Кроме субъективных факторов на эффективность развития музыкального восприятия влияют объективные факторы, связанные со свойствами самого учебного материала: его сложностью и значимостью для учащегося.
Сложность связана с количеством информации, содержащейся в музыкальном материале (произведении). При этом, чем больше упорядочен, предсказуем материал, тем меньше информации несет каждый его элемент. Предсказуемость каждого следующего элемента обусловлена наличием в музыкальном материале закономерностей построения и развития художественного произведения. То есть, чем их больше, тем меньше единиц информации, а, следовательно, тем легче материал для восприятия и осмысления. Сложность нельзя рассматривать изолированно от прошлого опыта воспринимающего субъекта: чем выше его подготовленность до знакомства с музыкальным произведением, тем оно оказывается более доступным для него.
Кроме того, сложность одного и того же музыкального материала различна по отношению к слушателю и исполнителю. Многие произведения, легко воспринимаемые слушателями, могут быть очень трудными для исполнения. Для учащихся-исполнителей понятие "сложность" часто ассоциируется с техникой. Значительная исполнительская сложность ограничивает возможность постижения образного содержания произведения, а значит и его полноценное восприятие.
Другое свойство учебного материала – его значимость для ученика. Значимость может быть художественной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональной и т. п.
Художественная значимость произведения влияет на развитие музыкально-перцептивных способностей учащихся. Наличие высокоразвитых способностей к эстетическому восприятию всегда выражается в адекватной эстетической оценке музыкального произведения.
Итак, установка, мотивация, свойства музыкального материала (сложность, значимость), "факторы возраста", являются психологическими аспектами управления процессом музыкального обучения, направленного на формирование и развитие определенных индивидуальных способностей.
Таким образом, изучение психолого-педагогических закономерностей развития способности музыкального восприятия позволило выявить, что восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать процесс музыкального содержания произведения. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия являются мелодия, ритм, лад, гармония, и другие средства выразительности. В основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетическое чувство. Восприятие – индивидуальный процесс, связанный с воспитанием слуховых способностей (развитие музыкального слуха и слуховых представлений).
Уровень музыкального восприятия определяется не только субъективными (психологическими) факторами слушателя, но и объективными, прежде всего – самим музыкальным материалом. Координация соотношения между субъективными и объективными факторами музыкального восприятия ребенка является первостепенной задачей педагога. В результате изучения возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста мы пришли к поиску такого музыкального материала, который бы соответствовал возможностям эффективного развития у них музыкального восприятия. Можно предположить, что таким художественным материалом является музыка, написанная композиторами специально для детей, иначе – "детская музыка".
Информация о музыке:
Опера Ф. Чилеа "Адриана Лекуврёр" (Adriana Lecouvreur)
Опера Ф. Чилеа "Адриана Лекуврёр" (Adriana Lecouvreur)
Опера в четырех действиях; либретто композитора по пьесе Э. Скриба и Э. Легуве.
Первая постановка: Милан, 1902 год.
Основные действующие лица: Адриана (сопрано), Морис/Маурицио (тенор), Мишонне (баритон), Принцесса Бульонская (мецц ...
Украинский парафраз на россиниевский сюжет
Украинский парафраз на россиниевский сюжет
Ирина Драч
Формирование национальной оперной школы - очень сложная для исследования проблема. Ее разработка ведется, как правило, в двух направлениях. С одной стороны, прослеживается собственно локальная традиция, с другой - анализируется воздействие вн ...
Exciter
Exciter
Канадская металлическая сцена не так богата талантами как соседняя американская, но иногда и на ней встречаются интересные коллективы. Одной из таких команд и является трэшевая банда из Оттавы "Exciter", в период своего расцвета конкурировавшая с " Anthrax" и " Anv ...