Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Страница 3

Кроме субъективных факторов на эффективность развития музыкального восприятия влияют объективные факторы, связанные со свойствами самого учебного материала: его сложностью и значимостью для учащегося.

Сложность связана с количеством информации, содержащейся в музыкальном материале (произведении). При этом, чем больше упорядочен, предсказуем материал, тем меньше информации несет каждый его элемент. Предсказуемость каждого следующего элемента обусловлена наличием в музыкальном материале закономерностей построения и развития художественного произведения. То есть, чем их больше, тем меньше единиц информации, а, следовательно, тем легче материал для восприятия и осмысления. Сложность нельзя рассматривать изолированно от прошлого опыта воспринимающего субъекта: чем выше его подготовленность до знакомства с музыкальным произведением, тем оно оказывается более доступным для него.

Кроме того, сложность одного и того же музыкального материала различна по отношению к слушателю и исполнителю. Многие произведения, легко воспринимаемые слушателями, могут быть очень трудными для исполнения. Для учащихся-исполнителей понятие "сложность" часто ассоциируется с техникой. Значительная исполнительская сложность ограничивает возможность постижения образного содержания произведения, а значит и его полноценное восприятие.

Другое свойство учебного материала – его значимость для ученика. Значимость может быть художественной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональной и т. п.

Художественная значимость произведения влияет на развитие музыкально-перцептивных способностей учащихся. Наличие высокоразвитых способностей к эстетическому восприятию всегда выражается в адекватной эстетической оценке музыкального произведения.

Итак, установка, мотивация, свойства музыкального материала (сложность, значимость), "факторы возраста", являются психологическими аспектами управления процессом музыкального обучения, направленного на формирование и развитие определенных индивидуальных способностей.

Таким образом, изучение психолого-педагогических закономерностей развития способности музыкального восприятия позволило выявить, что восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать процесс музыкального содержания произведения. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия являются мелодия, ритм, лад, гармония, и другие средства выразительности. В основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетическое чувство. Восприятие – индивидуальный процесс, связанный с воспитанием слуховых способностей (развитие музыкального слуха и слуховых представлений).

Уровень музыкального восприятия определяется не только субъективными (психологическими) факторами слушателя, но и объективными, прежде всего – самим музыкальным материалом. Координация соотношения между субъективными и объективными факторами музыкального восприятия ребенка является первостепенной задачей педагога. В результате изучения возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста мы пришли к поиску такого музыкального материала, который бы соответствовал возможностям эффективного развития у них музыкального восприятия. Можно предположить, что таким художественным материалом является музыка, написанная композиторами специально для детей, иначе – "детская музыка".

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера
«Французскую революцию можно уподобить лирической драме со словами Мари-Жозефа Шенье, в декорациях Давида и с музыкой Госсека», – писал Огюстен Шаламель в 1841 году в журнале «Музыкальная Франция»[1] (1841). Из названных наименее известно имя Франсуа-Жозефа Госсека, человека для наших (да и не тол ...

Диспозиция органа Домского собора в Риге
«Эберхард Фридрих Валькер», 124/IV/P, Opus 413, 1882/1883, Людвигсбург (Германия) I. Мaнуал – Hauptwerk (C–f3) 41. Principal 16’ 40. Flauto major 16’ 39. Viola di Gamba 16’ 51. Octav 8’ 50. Hohlflöte 8’ 49. Viola di Gamba 8’ 48. Doppelfloete 8’ 47. Gemshorn 8’ 46. Quintatön 8’ ...

Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры
В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо, когда мы говорим ученику, что соседние нотки будут играть соседние пальчики. А если играем через нотку, то и через пальчик. Это первый кирпичик ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru