Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Роль субъективных и объективных факторов в развитии музыкального восприятия

Страница 3

Кроме субъективных факторов на эффективность развития музыкального восприятия влияют объективные факторы, связанные со свойствами самого учебного материала: его сложностью и значимостью для учащегося.

Сложность связана с количеством информации, содержащейся в музыкальном материале (произведении). При этом, чем больше упорядочен, предсказуем материал, тем меньше информации несет каждый его элемент. Предсказуемость каждого следующего элемента обусловлена наличием в музыкальном материале закономерностей построения и развития художественного произведения. То есть, чем их больше, тем меньше единиц информации, а, следовательно, тем легче материал для восприятия и осмысления. Сложность нельзя рассматривать изолированно от прошлого опыта воспринимающего субъекта: чем выше его подготовленность до знакомства с музыкальным произведением, тем оно оказывается более доступным для него.

Кроме того, сложность одного и того же музыкального материала различна по отношению к слушателю и исполнителю. Многие произведения, легко воспринимаемые слушателями, могут быть очень трудными для исполнения. Для учащихся-исполнителей понятие "сложность" часто ассоциируется с техникой. Значительная исполнительская сложность ограничивает возможность постижения образного содержания произведения, а значит и его полноценное восприятие.

Другое свойство учебного материала – его значимость для ученика. Значимость может быть художественной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональной и т. п.

Художественная значимость произведения влияет на развитие музыкально-перцептивных способностей учащихся. Наличие высокоразвитых способностей к эстетическому восприятию всегда выражается в адекватной эстетической оценке музыкального произведения.

Итак, установка, мотивация, свойства музыкального материала (сложность, значимость), "факторы возраста", являются психологическими аспектами управления процессом музыкального обучения, направленного на формирование и развитие определенных индивидуальных способностей.

Таким образом, изучение психолого-педагогических закономерностей развития способности музыкального восприятия позволило выявить, что восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать процесс музыкального содержания произведения. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия являются мелодия, ритм, лад, гармония, и другие средства выразительности. В основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетическое чувство. Восприятие – индивидуальный процесс, связанный с воспитанием слуховых способностей (развитие музыкального слуха и слуховых представлений).

Уровень музыкального восприятия определяется не только субъективными (психологическими) факторами слушателя, но и объективными, прежде всего – самим музыкальным материалом. Координация соотношения между субъективными и объективными факторами музыкального восприятия ребенка является первостепенной задачей педагога. В результате изучения возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста мы пришли к поиску такого музыкального материала, который бы соответствовал возможностям эффективного развития у них музыкального восприятия. Можно предположить, что таким художественным материалом является музыка, написанная композиторами специально для детей, иначе – "детская музыка".

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Тематизм
Большую роль в образовании тематизма II - V частей произведения сыграли мотивы «Muss es sein?» (Должно ли это быть?) и его утвердительный вариант «Es muss sein!» (Да, это должно быть!) из четвёртой части квартета Бетховена ор. 135: Теперь рассмотрим, где и каким образом используется бетховенский ма ...

История возникновения и развития АМСТ
Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е. стихотворного текста, положенного на музыку), и исполн ...

Формирующий эксперимент
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: определить эффективность метода целенаправленного анализа учащимися средств музыкальной выразительности в процессе изучения ими (слушание, исполнение) современной детской музыки. Проведе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru