Музыкальный язык современной музыки для детей

Страница 1

Понятия "современная" музыка, "современный" музыкальный язык зависят, естественно, от временнóго фактора. Как и язык слов, музыкальный язык формируется в определенных исторических условиях, испытывая на себе самые разные влияния – от воздействия речевого языка до индивидуальных свойств личности композитора. Для каждой эпохи характерно рождение новых идей, образов, тем, сюжетов. И в связи с этим возникает та интонационная сфера, которая, будучи чутко распознана художником и, смело трансформированная им, составляет основу современного музыкального языка. "Современным", условно говоря, является то, что создается "сегодня", на протяжении жизни одного-двух поколений, т.е. приблизительно на протяжении полувека.

Понятием "музыкальный язык" в музыкознании принято обозначать совокупность средств музыкальной выразительности - прежде всего лада, мелодии, ритма, гармонии. При этом, по мнению М. Ройтерштейна, "все стороны и свойства музыки в их разнообразных взаимоотношениях служат средством музыкального мышления (которое включает в себя и творчество, и восприятие его результатов), средством хранения музыкальной информации (как индивидуальной и общественной памяти, так и в виде всякого рода записи – от нотной до электронной) и, наконец, средством передачи этой информации. Все эти три функции суть свойства языка, определяемого как средство мышления, выражения, общения и запоминания. Отсюда хотя и метафорическое, но глубоко обоснованное название всей совокупности средств музыки – музыкальным языком" [48, с. 80].

Каждое поколение композиторов по-своему решало задачи обновления образной сущности музыки и арсенала ее выразительных средств. Высшей целью этих закономерных усилий было правдивое и разностороннее воплощение изменившейся действительности, настоятельно требующее новых интонаций, новых красок и ритмов.

К концу ХХ века существенно изменилась ладогармоническая сфера современной музыки, обусловив максимальное расширение традиционной тональной системы. Важные новшества определились в интонационном строе благодаря внедрению ораторски декламационных элементов, а также обновлению оборотов национально-фольклорного происхождения. Пути мелодики развивались в двух направлениях. Одно – это преобразование секундовой основы мелодики, которое привело к развитию линеарной горизонтали, что заметно, например, в творчестве многих отечественных композиторов: С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Гаврилина, Г. Свиридова и других. Другое направление - это развитие гармонически-скачковой стороны (музыка Р. Щедрина, С. Слонимского, С. Губайдулиной и других). "Оба русла развития мелодики ХХ века, – отмечает В. Холопова, – отличает самодовлеющий инструментализм с присущими ему природными качествами – свободой использования диапазонов, регистров, интервалики, звуковой массы и скорости движения, что придает в целом принципиально иной интонационный облик музыке ХХ века по сравнению с предыдущими периодами" [61, с 16]

Заметно острее и свободнее стала метроритмическая сторона музыкального материала. Одно наиболее общее свойство современного ритма заключается в сохранении системы нерегулярности, установившейся еще в первой половине ХХ века.

Гармония, отражая интонационные стороны музыкального мышления, давно не подчиняется ладово-функциональным закономерностям. Становясь, все более диссонансной, напряженной, она все чаще служит колористическим или эмоционально-экспрессивным задачам создания музыкального образа. Единицей гармонического языка в современной музыке может быть просто отдельный тон, интервал или полиаккорд.

Эти качественные изменения музыкального языка коснулись не только "взрослой" музыки, но и "детской". Так, мелодия, занимающая в произведениях для детей по-прежнему главное положение, также ощутила на себе многие ладово-интонационные новации.

Например, в пьесе С. Губайдулиной "Злая шутка" образ "незащищенного, хрупкого" героя создается нисходящими мелодическими ячейками (своего рода "всхлипываниями"), не приводящими к мелодической линии в традиционном, привычном смысле этого слова.

Образцом контрастной полифонии с самостоятельными мелодическими линиями, довольно непривычными в интонационном плане, является пьеса В. Агафонникова "На рассвете". Ее мелодия изобилует широкими ходами, иногда в одном направлении, в нее вкрапливаются хроматические звуки двенадцатиступенного лада.

Нередко в современной "детской" музыке встречается и политональность. Так, ее простейшее проявление – битональность как одновременное проведение двух голосов (мелодий) в разных тональностях – находит применение (для создания "образа" заводной механической куклы) в пьесе Ю. Карнакова "Кукольное рондо". В его же пьесе "В горах" сопровождающий мелодию подголосок проходит поочередно в разных тональностях и вызывает представление о многократных отзвуках эхо.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Выбор и разучивание песен
Выбор песен. Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребенка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на ...

Богослужебное пение Ветхого Завета
Богослужебное пение Ветхого Завета Богослужебное пение есть результат совпадения или соединения двух воль — Божественной и человеческой. Однако самой главной причиной, вызвавшей существование богослужебного пения на Земле, явилось дарование Богом Закона человеку. Впервые на Земле песнь Истинному Бо ...

Характеристика творчества
Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал произведения самых различных жанров. Фортепианный кон­церт и баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано и со­ната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствуют о постоянном тяготении Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был интере ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru