Музыкальный язык современной музыки для детей

Страница 2

Гармония в "детских" произведениях служит задачам создания пастельных красок природы, обрисовки фантастических, сказочно-фольклорных персонажей, передачи трагикомических событий. Широкое применение в детской музыке находит кластер - секундовый аккорд. Так, в пьесе В. Агафонникова "Сани с колокольчиком" кластерные сочетания в режиме soprano ostinato используются как средство пейзажно-звуковой зарисовки. Полиаккорды и кластеры (для создания фантастически-комического образа) использованы в фортепианной сюите "Контрасты" Ю. Корнакова.

Временные отношения в музыке составляют область ритма, метра, темпа. Главное положение в этой системе занимает ритм – носитель экспрессии движения, воплощающий самые разные смысловые стороны живой, развивающейся интонации.

Одной из особенностей современной детской музыки оказывается ритмическая организация со смешанными и переменными тактами. Последние имеют в музыке неодинаковые по смыслу функции. Одна из них – обострение моторно-танцевального движения экспрессией временной нерегулярности и акцентности. Противоположная функция смешанных и переменных тактов – сглаживание ритмических эффектов благодаря погашению акцентов. Например, в пьесе Ю. Корнакова "Раздумье" меняющийся размер в каждом такте (6/8- 5/8-3/8) в сочетании с синкопированным ритмом и соответствующим темпом создают образ "героя", погруженного в свои мечтания.

Связь между образным строем и типом изложения проявляется и через фактуру. Так, если в музыке преобладает характеристическая сторона, ставятся какие-либо изобразительные задачи, то в фактуре активизируются ее фонические свойства (широкое использование регистров, контрасты динамических оттенков, многообразие фактурных рисунков, вертикаль необычной структуры (секундовой), яркие тонально-гармонические сдвиги).

Заметно, если же в структуре художественного содержания преобладает эмоционально-логическое начало, то фонические (колористические) свойства фактуры акцентируются в значительно меньшей степени. Глубины внутреннего психологического "пространства", отраженного через функционально-логическое движение и развитие фактурных компонентов, воспринимается в подобных изложениях как главное.

Реализовать создание сказочно-фантастических образов дают возможность новые акустические приемы. Так, на фортепиано применяются приемы игры по струнам инструмента, на беззвучно нажатых клавишах (фортепианные флажолеты), ударом руки по корпусу (пюпитру) инструмента и т.п. Например, удары по струнам рояля в "Колоколах" С. Слонимского создают соответствующий названию пьесы акустический эффект. В пьесе С. Губайдулиной "Эхо" отсутствуют типичные для музыки такого рода тихие имитационные проведения ведущего мотива, а исполнение строится на специфическом акустическом приеме: в нижнем регистре коротко и сильно берутся отдельные звуки и целые комплексы, на которые отзываются открытые струны в верхнем регистре. Характер возникающих при этом фортепианных флажолетов - призрачно-таинственный.

Таким образом, в современной детской музыке достаточно широко используются все новые средства музыкальной выразительности – от ладово-интонационных до исполнительских. Именно средства музыкальной выразительности вносят новаторское, "современное" звучание. Именно вокруг новых средств музыкальной выразительности, а не образного содержания, концентрируется специфика восприятия музыки современных композиторов.

Поэтому поиск и обоснование методики организации педагогического руководства развитием восприятия школьниками современного музыкального языка составили задачи экспериментального исследования. Художественным материалом для него была избрана "детская" фортепианная музыка.

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Свадьба Иакова
Весть о прибытии Иакова, которую Рахиль принесла своему отцу, была очень приятной. В этом сочинении я хочу рассказать обстоятельства этого события, как я их себе представляю. Рахиль прибегает домой и говорит: «Любимый отец, я встретила сейчас на поле у колодца милого чужестранца-пастуха. В своей л ...

Музыкальное выражение как аспект философии языка А.Ф. Лосева
Как известно, лозунг, вернее будет сказать, боевой клич: "Мы филологи!" принадлежит вовсе не философу языка, но "философу жизни" - немецкому мыслителю Фридриху Ницше. Из-под его же пера вышло и вдохновенное исследование "духа музыки". Если добавить к этим двум установ ...

Clawfinger
Clawfinger Все начиналось в 1988 году в одной из стокгольмских больниц, где познакомились два шведских паренька Йоке Ског и Зак Телл. В 1990-м туда же устроились еще двое участников будущего "Clawfinger" Эрланд Оттен и Бард Торстенсен, переехавшие в Швецию из Норвегии. Вся четверка про ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru