Формирующий эксперимент

Страница 1

Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: определить эффективность метода целенаправленного анализа учащимися средств музыкальной выразительности в процессе изучения ими (слушание, исполнение) современной детской музыки.

Проведению формирующего эксперимента предшествовала разработка метода музыкально-педагогического анализа. Он основывался на двух основных заданиях для детей:

1) определить средства выразительности,

2) определить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности музыки.

Каждое из заданий включало несколько вопросов педагога к ученику, в частности:

1. Вопросы, направленные на средства выразительности:

1) что в этой музыке показалось тебе необычным: особенности мелодии, своеобразные гармонии, удивительно яркая контрастная динамика, или интересный ритм?

2) как ты думаешь, в чем особенность гармонии (мелодии, ритма,)?

2. Вопросы, направленные на взаимосвязь средств выразительности и программы (содержания) произведения:

1) какое из средств выразительности несет главную смысловую нагрузку в создании образа?

2) как средства выразительности помогают раскрыть образ произведения?

3) какие события в своей жизни ты бы мог связать с этой музыкой: может быть, ты играешь с любимыми игрушками (какими), или гуляешь в лесу (что видишь вокруг, чьи слышишь голоса), смотришь мультфильм или читаешь сказку (назови героев)?

На данном этапе исследования экспериментальная работа проводилась с той же группой учащихся, которая участвовала в констатирующем эксперименте. Проверка результативности формирующего эксперимента осуществлялась после двух четвертей учебного года (второе полугодие), на протяжении которых мы использовали методику целенаправленного анализа детьми средств музыкальной выразительности.

Для каждого ученика были выбраны пьесы того же фортепианного цикла Ж. Металлиди - "Лесная музыка". При этом каждый ученик слушал (в процессе исполнения педагогом) и играл сам иные, чем в ходе констатирующего эксперимента, пьесы.

Исполнительский показ произведения педагогом сопровождался словесными комментариями образа с особым акцентом на роли средств музыкальной выразительности в его создании.

В процессе инструментального изучения произведения учеником мы наблюдали за исполнительским и художественным постижением учащимися произведения (слышит ли они фразу как пластическое, выразительное и смысловое единство, чувствуют ли в ней устремление и тяготение к кульминации, воспринимают ли изменение характера в связи с переменой артикуляции, ощущает ли тембровую окрашенность, и т. д.), постоянно стимулировали его интерес к новому. Таким образом, арсенал средств педагогического воздействия обогащался элементами анализа выразительных возможностей музыки в тесной взаимосвязи с программным образом.

Диагностические методы и параметры оценки уровня музыкального восприятия в результате проведения формирующего эксперимента были такими же, как и на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Нами было установлено, что высокий уровень умения анализировать средства музыкальной выразительности показали шестеро учащихся. Дети самостоятельно с интересом анализировали музыкальный язык произведения, не испытывая никаких затруднений в восприятии мелодии, гармонии, ритмической организации.

Средний уровень по данному параметру восприятия показали три ученика, верно проанализировав средства выразительности под руководством преподавателя. Затруднения вызвал в основном анализ ритмических особенностей современного языка. Двое учащихся не смогли дать верный анализ, несмотря на помощь педагога: их уровень восприятия средств музыкальной выразительности был оценен как низкий.

Высокий уровень восприятия взаимосвязи между средствами выразительности и художественным образом мы отметили у шести учеников. Аналитическое и художественное осмысление фортепианных миниатюр согласно авторскому замыслу подтверждали яркие образно-словесные характеристики учащихся.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Послепасхальные недели
2. Фомина (Антипасха). 3. Жен-мироносиц. 4. О расслабленном. 5. О самарянке. 6. О слепом. 7. Св.Отцов Первого Вселенского Собора. 8. Пятидесятница (Св.Троица). 9. "Неделя 1-я по Пятидесятнице" - Всех Святых. ...

Общее настроение романса
Чередование в стихотворении фраз, означающих счастье и несчастье, казалось бы, должно повлечь за собой пеструю переменчивость тона (так подсказывает опыт первоначального, поверхностного восприятия поэтического текста, в ходе которого мрачное настроение возникает только во второй строфе и достигает ...

Рок-музыка в контексте постмодернизма
Термин «постмодернизм» А.Тойнби определил как современную (от Первой мировой войны) эпоху, кардинально отличающуюся от предыдущей эпохи модерна. В 60-70-х годах понятие постмодерна использовалось для фиксации инновационных тенденций в архитектуре и искусстве, и было апплицировано на такие сферы пре ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru